ГЕРМЕТИСТ ЭДВАРД КЕЛЛИ
Эдвард Келли (1555-1595) широко известен как ясновидец, работавший у мага елизаветинской эпохи доктора Джона Ди. Между 1582 и 1587 годами Ди и Келли были практически неразлучными товарищами в потрясающей, в высшей степени романтической и, возможно, наиболее важной ритуальной работе в истории западной магии.
При помощи хрустального шара Ди Келли регулярно вступал в контакт с иерархией духовных существ, которые определяли себя как ангелы, что наставляли патриарха Еноха в тайной мудрости небес. После этого Ди задавал ангелам вопросы относительно системы енохианской магии и записывал в мельчайших деталях все, что ангелы говорили или делали, как о том сообщал Келли. Итогом стал отчет о пяти с лишним годах ангельского учения, включающий енохианский язык, енохианские Воззвания и Великую Скрижаль Сторожевых Башен, наряду со многими иными фрагментами енохианской магии.
Сколь бы очаровательна не была его роль в передаче енохианской магии, у Келли была своя, отдельная от Ди жизнь и слава. Он был известен как алхимик, и какое-то время после его смерти слава Келли затмевала известность его ученого работодателя.
Келли родился в Ворчестере. Его отцом, вероятно, был аптекарь по фамилии Тэлбот – во время своей первой встречи с Джоном Ди, Келли, чтобы скрыть свою личность, назвался этим именем. Возможно, что Тэлбот было настоящим именем алхимика, а Келли – вымышленным. О ранних годах жизни Келли известно очень немногое, однако, кажется вероятным, что интерес к алхимии проснулся в нем во время химических штудий в лавке его отца. У него был, по крайней мере, один брат, каковой был известен как Томас Келли в период, когда алхимик был в компании Ди.
Это не более, чем догадка, но возможно, что настоящий отец Келли умер, и его мать вышла замуж повторно. Это могло бы объяснить путаницу с двумя именами – Келли - это родовая фамилия алхимика, а Тэлбот – фамилия его отчима-аптекаря.
В возрасте семнадцати лет Келли отправился в Оксфорд и зарегистрировался под именем Тэлбота в Глочестер Холле. Оставался он в университете лишь короткий период и неожиданно покинул его, возможно, будучи изгнан. Есть соблазн предположить, что его исключили за изучение и практику некромантии, но никаких записей о его занятиях в колледже не существует.
Двумя годами позже он занимался юриспруденцией в Лондоне, а затем в Ланкастере. Он, очевидно, имел дело с правами собственности, например, составлением документов, подтверждающих права, и бумагами на землю. Там имел место скверный случай, который оставил след на репутации Келли до конца его дней и продолжает позорить его в глазах многих даже сегодня.
Однажды ночью Келли вместе со своим другом, Полом Уорингом и нанятым для этого слугой вырыл на кладбище Евангелической Англиканской церкви в парке Wotton-in-the-Dale (также известного как Walton Ledale) в графстве Ланкастер труп недавно похоронного бедняка. Молодой аристократ из этого округа заплатил Келли, чтобы тот оживил труп посредством искусства некромантии, дабы узнать подробности относительно своего будущего. Согласно антиквару Эбенезеру Сибли, Келли и Уоринг оживляли труп с целью выведать, где находятся сокровища, предположительно, спрятанные мертвецом.
Не зависимо от того, имело ли это место на самом деле, слухи о нечестивом деянии стали расползаться по Ланкастеру. И хотя никаких доказательств вины молодого Келли не было, его карьера переписчика и юриста была безнадежно испорчена. Келли, должно быть, страдал несколько лет, неудачно пытаясь зарабатывать на жизнь юридической практикой, при этом тайно занимаясь магией и алхимией, которые и были его основной страстью. В 1580 году Келли был обвинен в подделке документов для одного из своих клиентов и, как гласит легенда, был поставлен к позорному столбу.
Приблизительно в тот же период, как полагают некоторые авторы, Келли потерял – ему их отрезали – свои уши. Это было наказанием за порчу монеты, которая в елизаветинскую эпоху приравнивалась к фальшивомонетничеству и представляла собой изготовление монет с меньшим, чем положено содержанием золота или серебра. Ни один из портретов Келли не изображает его без ушей, поэтому, вероятно, что такой приговор, если и имел место, то никогда не приводился в исполнение. А.Э.Уэйт верил, что Келли избежал наказания, отплыв в Уэльс.
Направляясь туда, он, как утверждают, за небольшую плату купил у владельца гостиницы алхимический манускрипт со множеством загадочных рисунков, который Келли назвал «Книга св. Дунстана». Также он приобрел два небольших коробка, в одном был белый, в другом красный порошок. Красный порошок – концентрированная алхимическая субстанция, имеющая силу трансформировать обыкновенные металлы, например, железо или свинец, в золото. Белый порошок есть вещество менее могущественное, способное обращать простые металлы в серебро. Когда Келли брал коробку с красным порошком, она раскололась, и внутри осталась лишь малая толика драгоценного вещества.
Существует предположение, что манускрипт и два коробка были извлечены из гробницы католического епископа, разбитой местными крестьянами незадолго до прибытия Келли в деревню. Некоторые утверждают, что эта гробница находилась в руинах гластонберрийского аббатства. В те времена была еще жива память о закрытии монастырей по всей Англии по приказанию Генриха VIII, в отместку Папе и церкви за отказ разрешить ему развод с его первой женой, чтобы он мог сочетаться браком с Анной Болейн. Предубеждения против католиков были сильны по всей стране, что объясняет, почему гробница могла быть осквернена. Келли провел год или около того, экспериментируя с порошками и безуспешно пытаясь понять «Книгу св. Дунстана». К тому моменту он уже некоторое время работал секретарем у Томаса Эллэна, мага и знатока тайных наук. Он был убежден, что тот, кто сможет расшифровать значение странных образов манускрипта, будет в состоянии произвести еще красного порошка и узнает, как наилучшим образом использовать то небольшое его количество, которое у него осталось. Но манускрипт сопротивлялся всем усилиям Келли проникнуть в его суть.
Келли принял судьбоносное решение отправиться к великому ученому Джону Ди, который жил в небольшом имении Мортлейк на берегу Темзы на юго-западе Лондона. Келли остановился в съемном жилище в Ислингтоне, в те времена небольшом городке неподалеку от Лондона. В Мортлейк он прибыл верхом. По дороге к Келли явились духи и предупредили его, что он будет «разорван на куски», если даст свои порошки и «Книгу св. Дунстана» Ди, но он не придал этому значения. С Ди он познакомился 8 марта 1582 года, представившись Тэлботом, чтобы скрыть свою личность, опасаясь исключительно лишь того, что, если его слова об алхимии и магии заденут Ди, ученый сообщит о нем властям.
Ровно за год до этого Ди получил сообщение от духов. Это так заинтриговало великого математика и ученого, что он провел серию сеансов, чтобы вступить с ними в общение, используя для этого медиумические навыки ясновидца по имени Барнабас Сол. Сол определенно обладал некоторыми способностями – 9 октября 1581 года он пожаловался Ди, что, когда спал в холле его дома, около полуночи он был потревожен духом. Тем не менее, способности ясновидица Ди были не столь высоки как у алхимика. Во время своей первой встречи с Ди у Келли было внутренне ощущение того, что Сол намеревался того обмануть, и, поведав об этом Ди, был достаточно убедителен, чтобы тот отказался от услуг Сола.
Келли не был в большом восторге от того, что стал ясновидцем у Ди. Он не считал духов дружественными существами, или теми, кому можно доверять. Его отношения с духами, в бытность свою некромантом, носили характер противостояния. Он принуждал их выполнять свои распоряжения, а они негодовали по этому поводу. Келли прибыл к Ди с надеждой, что тот сможет проникнуть в суть «Книги св. Дунстана».
В нем Ди немедленно признал того медиума, которого разыскивал в течение года. Он уговорил Келли провести несколько экспериментов с кристаллом. Результаты были столь впечатляющими, что он предложил Келли остаться и поступить к нему на службу в качестве ясновидца за пятьдесят фунтов в год. На что Келли с неохотой согласился, поскольку понимал, что сможет воспользоваться внушительной оккультной и философской библиотекой Ди, а равно и его опытом, чтобы научиться тому, как приготовить еще красного порошка, лишь находясь рядом с Ди на протяжении продолжительного периода.
На протяжении последующих семи с лишним лет Ди и Келли почти ежедневно общались с енохианскими ангелами. Практически с первой попытки Келли установил с ними контакт, который после этого почти не прерывался. Ангелы научили Ди, как изготавливать все ритуальные инструменты и принадлежности, которые, как они утверждали, необходимы для получения их наиболее существенных посланий. Когда эти предметы были сделаны, они приступили к передаче через Келли комплексной системы енохианской магии. На протяжении ряда лет они раскрывали информацию по частям, фрагментарно, руководствуясь неким собственным порядком. Ди все старательно записывал, а затем с трудом сводил воедино, постигая смысл.
Келли никогда не доверял ангелам и ненавидел их. Ди порою приходилось уговаривать его продолжить сеансы ясновидения. У Келли не было особого интереса к тому, что говорили ангелы, он был убежден, что они в любом случае их обманывают. Ангелы признались Ди, что ему уготована роль пророка, который должен распространять их послание среди людей. В чем было их посланием не совсем понятно, однако, кажется, оно было как-то связано с грядущим апокалипсисом. Ди был избран за свою великую мудрость и набожность, говорили ангелы, дабы научить человечество премудрости Еноха, прежде, нежели наступит страшный суд.
Келли продолжал надеяться, что ангелы откроют ему тайну красного порошка. Множество раз он вопрошал об этом ангелов и побуждал к этому Ди. Ангелы всегда отделывались от Келли, говоря, что в свое время они раскроют ему все тайны его книги и порошка, но в нынешний момент гораздо важнее передача енохианской магии, нежели его личные интересы.
Истина заключалась в том, что ангелы его открыто презирали. Они даже оскорбляли и высмеивали Келли его же собственными устами. А он был вынужден передавать их оскорбления Ди, который заносил их в свой дневник. Ангелы рассматривали Келли как своего рода психический телефон, при помощи которого они могут связаться с сознанием Ди. Для них Келли был важен лишь как средство сообщения с Ди. Ангелы утверждали, что они усилили психические способности Келли, и что без их поддержки его психическая сила была бы совершенно незначительна.
Вскоре жизни двоих мужчин оказались во власти ангелов. Ди верил, что это были святые посланники Бога, и никогда не стал бы им сопротивляться. Келли же со своей стороны, мягко говоря, их побаивался, особенно, после того, как они пригрозили проклясть его и Ди, если те откажутся им повиноваться.
29 апреля 1582 года ангел Михаэль сказал Келли, что он должен предать себя миру. Из этого таинственного утверждения Келли понял, что ангел имеет виду его женитьбу. Желания обзаводиться женой у Келли не было. Он считал себя обрученным с искусством алхимии, полагая что, если он возьмет себе жену, его алхимические способности существенно пострадают. Ангелы были неумолимы. 4 мая они приказали Келли жениться. Ди посоветовал ему не прекословить. Вскоре после этого Келли взял в жены девятнадцатилетнюю девушку по именно Джоан Купер, родом из небольшой деревушки Чиппинг Нортон.
Семейная жизнь была бурной. Его жена ругалась с ним. Ди и его супруга Джейн постоянно «латали дыры» в отношениях четы Келли. Джейн Ди симпатизировала жене Келли, у Ди же в свою очередь были практические основания к тому, чтобы Келли был счастлив в Мортлейке.
В июне 1583 года Келли был официально обвинен в занятиях фальшивомонетничеством. Ди непоколебимо защищал Келли от обвинений, которые считал безосновательными. Келли был не далек от того, чтобы угодить в тюрьму, но, в конце концов, ему удалось избежать наказания.
4 июля у Келли произошла крупная ссора с женой. Когда ее друзья назвали Келли фальшивомонетчиком, она не стала защищать его. Это взбесило Келли, который достаточно здраво полагал, что хотя бы его жена будет к нему сочувственна. В то время Ди и Келли жили в Мортлейке. Джейн Ди убедила мужа вновь уладить дело. Той же ночью симпатизировавших Ди дух, Мадими, изгнала демона Барму и 14 меньших демонов из Келли, который, предположительно, в этом нуждался. На время это сделало совместную жизнь супругов Келли несколько менее бурной.
К несчастью для своей жены, которая, предположительно, отвергала его притязания в спальне, Келли стал призывать женского духа в качестве своей любовницы. Вопреки недавнему экзорцизму, Келли оставался мучим демоном Бельмагелем, которого он описал как «головешку, которая следует за моей душой с самого начала». Ангелы посчитали, что Ди нужно передать их послание королевским дворам Европы, в особенности германскому императору Рудольфу II в Праге. Ди и Келли не желали покидать Англии, но ангелы сообщили Ди, что его политические враги вынашивают заговор и что, если он не оставит Англию, то в конце концов окажется в тюрьме по обвинению в измене. И хотя он не мог позволить себе путешествия, которое было бы для него чрезвычайно стеснительным, Ди согласился и убедил Келли уехать из Англии вместе с ним.
21 сентября 1583 года Ди и Келли вместе со своими женами, детьми Ди и слугами покинули Англию. Следующие три года они прожили в Центральной Европе, продолжая свои занятия ясновидением. Именно в этот период была получена большая часть наиболее важных енохианских материалов. В промежутках же Ди был вынужден искать аудиенций у различных правителей, включая самого Рудольфа, и передавать послание ангелов о грехах человечества и грядущем апокалипсисе.
Рудольф, должно быть, счел Ди сумасшедшим. Он видел его лишь однажды, однако не взял под стражу. (Рудольф был очарован магией и алхимией.) Вместо этого, он попытался хитростью завладеть енохианскими дневниками Ди и ясновидческим камнем, отдать которые Ди никогда бы добровольно не согласился. В финале отношений Ди и Келли, последний попросив одолжить ему один из кристаллов, немедленно передал его Рудольфу, чтобы заслужить его благосклонность. Это предательство не давало покоя Ди до конца его жизни.
В 1587 году Келли стал соблазняться богатством и властью двора Рудольфа. Император попросил Ди и Келли найти секрет изготовления красного порошка, что последний и так всегда хотел сделать. Ди же посчитал это отвлечением от своей основной работы с енохианскими ангелами, однако он потерял свою власть над Келли. Алхимик был ослеплен перспективой заполучить неограниченные ресурсы, которые император мог предоставить ему для алхимических изысканий. Ди и Келли расстались. Хотя оба они в 1587 году жили в Богемии, Келли оставался во дворце императора, в то время как Ди жил в своем доме в Праге. Они виделись друг с другом все реже и реже.
Разрыву между двумя друзьями способствовало последнее, странное указание енохианских ангелов о том, что Ди и Келли должны совместно владеть своими женами – то есть, осуществить обмен женами, предположительно, в современном смысле этого слова. Возможно, это была последняя попытка ангелов объединить Ди и Келли. Если это было так, то она имела прямо противоположный эффект. Джейн Ди была в ужасе. Когда она услышала, что должна спать с Келли, она принялась рыдать. Муж утешал ее, говоря ей, что тут ничего не поделаешь – надо подчиняться указаниям енохианских ангелов, каковые Ди рассматривал исключительно как исходящие из уст Всемогущего. Келли тоже был в шоке. Несмотря на свои алхимические и некромантические эксперименты, он считал себя добрым христианином. Поначалу он даже отказался сообщать Ди, чего ангелы от них желали. Когда же он сообщил об этом послании, то заявил, что полностью отказывается починяться ангелам. Лишь после долгих споров и уговоров Ди смог убедить Келли согласиться с волей ангелов и заключить договор между мужчинами, их женами и ангелами. Договор, составленный Ди и его женой с участием и одобрением четы Келли, представлял собой соглашение с ангелами, согласно которому после исполнения людьми последнего необычного приказа ангелов, те, наконец, откроют недостающий ключ для работы с енохианской магией. Он был подписан 18 апреля 1587 года. Ди писал: «Вышеупомянутый Завет, заключенный мною, Джоном Ди, в соответствии с моим намерением и требуемой от нас верой, заверенный и провозглашенный посредством дел единства одновременно духовного и телесного. Ныне и женщины и мы сами мыслим надлежаще, дабы понять что есть воля Бога и его благое наслаждение и она будет принята и исполнена согласно данному Завету и форме слов из любви к его Божественному Величию: и, таким образом, акт телесного познания будет выполнен с обоих наших сторон, этим мы призовем Божественное Величество запечатлеть и даровать нам определенно и быстро все его божественные, милостивые и утешительные обетования и благословения и также даровать нам мудрость, знание, способность и силу исполнить его справедливость и провозгласить и показать его нерушимую верность среди людей к чести и славе».
Магические дневники Ди внезапно обрываются вскоре после эпизода со сверхъестественным образом санкционированным обменом женами. Не существует доказательств тому, что обмен завершился неудачей. Просто нет никаких записей Ди и Келли относительно его подробностей. Нам известно, что Ди и Келли прекратили отношения после того, как Договор был исполнен. Келли отправился во дворец императора Рудольфа и получил существенные средства на покрытие издержек по своим алхимическим экспериментам.
В 1588 году Ди написал Келли и его жене два письма, что свидетельствует о том, что они жили друг от друга на некотором расстоянии. Позднее в том же году терпение Рудольфа иссякло, и он на какое-то время бросил Келли в темницу замка Цобеслау. 4 декабря Ди одолжил Келли свой заветный кристалл, который годами ранее демонстрировал королеве Елизавете к ее удивлению и восхищению. Келли использовал его, чтобы вернуть расположение Рудольфа, и Ди никогда больше его не видел.
К тому времени Джоан Келли полностью утратила доверие и любовь к своему мужу. Возможно, случай, когда она должна была спать с Ди, привел ее к мысли о том, что она может найти кого-то получше Келли на своем жизненном пути. Летом 1589 года она оставила Келли, корпящего над своим алхимическим тиглем, и вернулась в Англию в одиночестве. В награду за его достижения Рудольф сделал Келли дворянином Богемского королевства, однако вскоре вновь бросил за решетку. В конце концов, королеве Елизавете надоело отсутствие Ди при английском дворе, и она приказала ему вернуться на родину, что Ди собирался сделать в любом случае. Он оставил Келли в Богемии на попечение его брата Томаса, который остался с алхимиком.
Королева Елизавета заинтересовалась алхимическими экспериментами, известия о которых доходили до Англии из разных источников еще до возвращения Ди. Ходили слухи, что Келли превратил в чистое золото круглую железную пластину, вырезанную из сковороды. Артур, старший сын Ди рассказывал, что играл на полу в комнате Келли в Богемии в окружении золотых слитков, которые использовал как кирпичики. Сам Ди по возвращении в Англию определенно не испытывал недостаток в средствах. Вполне возможно, что Келли ссудил ему золота, чтобы тот смог вернуться.
Если мы верим в возможность алхимического производства золота, то, вероятно, что Договор между Келли, Ди и ангелами был исполнен хотя бы отчасти, и ангелы научили Келли изготавливать красный порошок. Это должно объяснить внезапно появившееся богатство Келли, которое он столь экстравагантно использовал, и неожиданное появление средств у Ди.
В январе 1590 года брат Келли Томас вернулся в Англию, чтобы подготовить ему аудиенцию у королевы Елизаветы. Он одолжил Ди десять фунтов золотом, что свидетельствует о том, что в то время Келли был в фаворе у Рудольфа. Однако, вернуться в Англию Келли не удалось. Возможно, он опасался, что ему не удастся подтвердить свою репутацию перед критическим взором Елизаветы, коя не была тем правителем, которому можно давать пустые обещания.
В 1592 году Рудольф, окончательно потеряв терпении и веру в Келли, посадил алхимика в тюрьму по обвинению в колдовстве и ереси. Находясь под арестом, Келли написал два алхимических трактата, «Камень Философов» и «Театр Земной Астрономии». 4 октября 1593 года, Ди записал в одном из своих дневников, что Рудольф освободил Келли. К рождеству он вновь напряженно трудился в качестве королевского алхимика.
Но продолжалось это не долго. Рудольф опять посадил алхимика. Королева Елизавета решила, что если Келли сам перед ней появиться не может, его необходимо доставить в Англию силой. Ее попытки вступиться за Келли пред Рудольфом в письме успеха не имели. Она отправила одного из своих агентов, капитана Питера Гвинна уговорить Келли вернуться в Англию, на что тот с охотой согласился. Англия должна была казаться ему более предпочтительной, чем многие годы, проведенные в застенках Рудольфа. Вместе с Гвинном они разработали план освобождения Келли из тюрьмы.
Поначалу все шло достаточно хорошо, но когда Келли, которому на тот момент исполнилось сорок, пытался слезть с тюремной стены, он упал и сломал обе ноги. Находясь в Богемии, он прибавил в весе, что, вероятно, сделало его менее проворным. Вскоре после этого он умер. 25 декабря 1595 года Ди записал в своем дневнике: «известие о том, что сэр Эдвард Келли убит». Так закончилась жизнь одного из самых примечательных авантюристов и алхимиков английской истории. Ди постоянно защищал честь Келли от сплетен и нападок врагов и всегда считал алхимика своим настоящим другом. Он никогда не оставлял надежды на то, что Келли вернется в Англию и продолжит свои сеансы ясновидения с енохианскими ангелами.
Стоит сказать несколько слов о предполагаемом рыцарском достоинстве Келли. По сути Келли никогда не возводился в рыцари, но Рудольф присвоил ему титул eques auratus, что Ди интерпретировал как дворянское звание. Тем не менее, для позднейших авторов стало обычным явлением называть Келли сэром Эдвардом Келли.
Обнаружил ли Келли секрет красного порошка? Артур Ди впоследствии божился, что Келли преуспел в изготовлении золота в Богемии. Исполнили ли енохианские ангелы свою часть Договора и открыли ли Келли тайны «Книги св. Дунстана»? Поэтому ли Келли потерял интерес к продолжению сеансов ясновидения при помощи кристалла Ди? Обучили ли ангелы Келли чему-то большему, и не скрыл ли он от Ди те тайные ключи к енохианской магии, которыми тот жаждал обладать и не сделал ли он этого по причине своей ненависти к ангелам? Мы никогда не узнаем ответы на эти вопросы до тех пор, пока когда-нибудь в будущем какой-то иной ясновидец не установит контакт с енохианской иерархией, и истина, наконец, не будет явлена.
Автор: © Donald Tyson
Перевод: © Дм. Хованский