Малый Ключ Соломона
Lemegeton, или Малый Ключ Соломона, раввина и царя, является работой, претендующей на гораздо большее: она задействует все иерархии духов и вызывает их в превеликом множестве. Древность происхождения этой книги можно даже не обсуждать; в ней утверждается, что текст был переведен с древнееврейского, но самые ранние и лучшие варианты Lemegeton на французском языке относятся к семнадцатому веку, а сведений о еврейском источнике нигде нет. Может быть, ранее он и существовал; для демонологов, подобных Виерусу, Lemegeton— предмет непрерывных упоминаний в стиле Liber Spirituum, и именно из этого источника ученики Агриппы, известные своим скептицизмом, извлекли его работу Pseudomonarchia Damonum, правда, сильно отличающуюся от известных вариантов.
Lemegeton разделен на четыре части, каждая из которых описывает обязанности духов всех видов, подчиненных воле опытного оператора5. За исключением первой части, которая дала материалы Виерусу, эта любопытная и во многих отношениях памятная работа ни разу не была напечатана, хотя тайком и использовалась большинством создателей Ритуалов и Гримуаров. Как я уже говорил, здесь идет речь о вызывании духов всех видов — злых, нейтральных и добрых. Повествование начинается описанием обрядов Люцифера, Бель (Bel), Астарота и целой когорты духов Преисподней; эта часть озаглавлена Goetia, что говорит само за себя6, и содержит формы заклинания для семидесяти двух главных демонов и их помощников с указанием их полномочий и обязанностей. Во второй части, Theurgia Goetia, говорится о важнейших духах и их подчиненных — частью добрых, частью злых. Третья книга называется Pauline Art, смысл, заложенный в ее названии, мне не понятен. В ней говорится об Ангелах Часов Дня и Ночи и Зодиакальных знаках. Четвертая часть, или Almadel, несколько неясным способом перечисляет четыре других класса духов. Для работы в целом примечателен один существенный момент — полномочия Духов Преисподней расписаны скрупулезно, но в Ритуале почти ни слова не сказано об особых выгодах, которые можно ожидать от общения с высокопоставленными духами; следовательно, и так очевидно, к чьей именно помощи должен прибегнуть колдун, если он точно знает, чего хочет. Вполне вероятно, что первая часть, или Goetic, и есть истинный Lemegeton и что другие разделы, судя по всему, неизвестные Виеру-су, — это более поздние дополнения. В любом случае, это разделение не только явно связано с Черной магией, или, скорее, основано исключительно на ней, но и, несомненно, делит с так называемым Большим Ключом сомнительную честь считаться главными вдохновителями всех более поздних руководств по адским церемониалам. Лишенное какой бы то ни было теоретической части, это произведение не содержит ничего, что можно процитировать, но поскольку следует проиллюстрировать каждый Гриму-ар, во Второй Части будут представлены все иерархические построения и все процедуры вызова духов из этой работы.
В заключение я должен заявить, что Малый Ключ иногда приписывают Царю Соломону, а иногда раввину с тем же именем. Однако следует отличать его от книги Ключ раввина Соломона, интерес к которой сосредоточен на изготовлении, освящении и использовании талисманов планет. Здесь речь идет якобы только о «добрых Духах», но тут же присутствует описание жертвоприношения, и выражается обычное беспокойство относительно формы и облика, в котором могут явиться духи. Однако есть специальная оговорка, что ни одна печать, магическая фигура или символ не должны применяться в ущерб другим людям, в особенности, практикующим магию. И, наконец, Магическое Искусство не включает никаких договоров, «прямо или косвенно». Я предполагаю, что данная работа имеет более позднее происхождение, чем другие из этого цикла.