Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Страниц: [1]   Вниз
Печать
Автор Тема: Маг вверх тормашками. Опыт комментария к Liber V vel Reguli  (Прочитано 5216 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Оксана
Гость
« : 16 Июня 2012, 17:03:20 »

  Маг вверх тормашками. Опыт комментария к Liber V vel Reguli
Soror I.C. & Soror N.


Liber V vel Reguli является одной из самых важных и загадочных работ Алистера Кроули. Между тем, даже люди, достаточно давно практикующие телемитскую магию, не так уж часто регулярно выполняют предписанный ей ритуал. Обычно знание об этой книге ограничивается тем, что Кроули использует в ней перевернутые пентаграммы. Однако зачем и с какой целью? Как правило, этот вопрос так и остается непроясненным. Я хочу предложить свою интерпретацию этого ритуала. В работе над этим сообщением я использовала комментарии, содержащиеся в Liber ABA Алистера Кроули, книге Лон Майло Дюкетта "Телемитская магия", и отчасти примечания Fr. Hermes Eimi.

Сначала немного истории. 27 октября 1921 года Кроули, пребывавший в то время на Чефалу, записал в своем дневнике, что планирует создать "личную гексаграмму, Ритуал Знака Зверя и ...? (неразб.)". Есть основание видеть в этом первое упоминание о его замысле создать Liber V vel Reguli, хотя в первом варианте (для Мага, представляющего его некоторой аудитории), использовался только Знак Зверя. В нем упоминается знак Розы-Креста вместо вызывающей Гексаграммы Зверя (которую, видимо, и следует отождествлять с личной гексаграммой Кроули).

Ранняя групповая версия Liber Reguli (машинописный текст которой хранится в архиве О.Т.О.) предусматривала участие четырех служителей - стражей четырех Четвертей. Север - Нуит (голубой пояс), Хадит - Юг (желтый пояс), Терион - Восток (красный пояс), Бабалон - Запад (зеленый или черный пояс). Они должны были стоять по кругу, лицом друг к другу. Маг начинает церемонию, стоя лицом на Восток (Болескин). Служители помогают создавать пентаграммы и совершают последовательно знаки - Пуэлла (Нуит), Пуэр (Хадит), Вир (Терион), Мулиэр (Бабалон). К сожалению, сохранившиеся записи Кроули не позволяют полностью реконструировать весь ход группового ритуала. Можно лишь предполагать, что служители начинают двигаться по кругу и поочередно вступают во взаимодействие с главным ритуалистом. Очевидно, такое взаимодействие подчеркивает и указывает на сексуальномагическую симолику. Но, собственно говоря, на это же указывает и использование в ритуале знаков NOX.

Другая ранняя версия этого ритуала менее интересна. В ней маг фактически играет роль жреца и сам совершает всю основную ритуальную работу, а служители (здесь их число не ограничено) являются паствой, которая лишь произносит в нужных местах ключевые слова и фразы: "Любовь есть Закон...", "Делай, что ты желаешь...", "Слово закона - Телема...", "Абрахадабра".

Но, очевидно, что уже тогда, в Чефалу, Кроули начал создавать персональный ритуал, с использованием личной гексаграммы, включающий в себя больше планетарных, чем элементных символов. В конечной - опубликованной - версии, участие других людей (кроме самого мага) не предусмотрено, также изменены различные атрибуции, формулы и действия (в частности, Север стал атрибутирован Нуит, Юг - Хадит, Восток - Териону, и Запад - Бабалон). Примечательно, что в своем конечном виде Liber Reguli была включена в "Магию в теории и на практике" лишь в 1927 или 1928 году.

На первый взгляд, в этом ритуале есть существенные несоответствия и противоречия. И хотя Кроули охарактеризовал его как "заклинание для воззвания к Силам Эона Гора, и ритуал, пригодный для ежедневного использования Магом любой степени для призывания Энергии Эона Гора", человеку, лишь начинающему свою магическую работу, почти невозможно разобраться в темных местах. Между тем немногочисленные комментарии Кроули, а также неопубликованные версии ритуала, позволяют прояснить некоторые неясности.

Кроули называет Liber V vel Reguli "Ритуалом Знака Зверя", но очевидно, что это не зловещая магия, а глубокий и духовно благодатный ритуал. Для каббалиста, Знак Зверя (Откровение, 13:16) - Новозаветное развитие Знака Каина (Бытие 4:15), который, вопреки популярной религиозной интерпретации, является не знаком проклятого грешника, а напротив, представляет сияющую печать просвещения на лбу инициируемого. Графически, Знак Зверя представлен в его самой простой форме как Солнце и Луна, объединенные вместе: "Ибо всегда он - солнце, а она - луна" (Книга Закона, I:16). Кроули разработал более сложную версию, которую использовал как одну из своих печатей. В его версии легко можно разобрать "вид сверху" на фаллос, что также является символом соединенных Бабалон и Зверя, но, кроме того, - завершенной Великой Работы.

Поэтому, будучи заклинанием, предназначенным для призывания Энергии Эона Гора, ритуал Знака Зверя, выполненный должным образом, заключает психическое тело мага в своего рода кокон высокого напряжения, чтобы таким образом помочь ему аккумулировать эти высшие духовные энергии. Очевидное включение различных чакр делает эту работу не только ритуалом церемониальной магии, но и йогической практикой.

Следует оговорить, что Liber V vel Reguli весьма заметно отличается от ритуалов Пентаграммы и Звездного Рубина. Некоторые из этих различий очевидны, а некоторые требуют пояснения.


ПЕРВЫЙ ЖЕСТ
Каббалистический крест открытия обычно утверждается в трех колонах Древа Жизни: Срединная Колонна (Ateh-Малкут), Колона Строгости (Гебура), и Колонна Милосердия (Гедула). В Liber V vel Reguli это заменено "Вертикальным компонентом Магии", которая утверждает Срединную Колонну; и тремя "Горизонтальными Составляющими Магии", которые утверждают три горизонтальных Пути, соединяющих Колонну Строгости и Колонну Милосердия. "Таким образом, маг создает Символ Великого Иерофанта".

Объединение горизонтальных Путей, возможно, - самое примечательное новшество ритуала Liber Reguli, что обосабливает его от всех других ритуалов Пентаграммы. Это особенно примечательно, если учесть, что Кроули утверждал, что Эон Гора активизировал Путь Тет на Древе Жизни Вселенной. [(Teth, 19-ый Путь Древа Жизни, соединяющий Гебуру и Хесед и соответствующий XI Аркану "Вожделение". Во многих дотелемитских колодах эта карта называлась "Силой", на ней изображалась женщина, удерживающая пасть льва. В версии колоды Кроули на этой карте, изображена Бабалон, сидящая верхом на Звере Апокалипсиса (соединенные Бабалон и Зверь)]


ВТОРОЙ ЖЕСТ
Как в Малом и Большом ритуалах Пентаграммы, пентаграммы в Liber Reguli рисуются в воздухе. Но в отличие от любого из них, пентаграммы в Reguli описаны как "отрицательные" (averse). Англоязычные телемиты долго дискутировали по поводу этого определения пентаграммы. Кроули был знатоком английского языка, и в этом смысле averse - очень любопытное слово. Что оно значит? Перевернутая? Если так, то он должен был использовать inverted, как более точное слово. Должна ли она быть направлена вершиной вверх, а перевернуты лишь элементные соответствия? К сожалению, Кроули не дал никакого точного определения на этот счет.

Ответ долго не находился, хотя как свидетельствует Дюкетт, к дискуссии подключился даже Израэль Регарди. По его незамысловатой версии, Кроули просто хотел шокировать и оскорбить членов "Золотой Зари", которые страшно боялись перевернутой Пентаграммы. (Как написано в одном из документов "Золотой Зари": " ... это злой символ, утверждающий торжество материи над Божественным Духом, который должен управлять ею. Не допускай этого"). Поэтому Регарди советовал использовать в этом ритуале традиционную вызывающую пентаграмму, чья вершина устремлена вверх.

Другие маги считали, что хотя пентаграмма и должна быть направлена вершиной вверх, атрибуция элементов на ее углах должна быть смещена. Также высказывалось мнение, что это пентаграмма, все же направленная острием вниз, но которую создают астрально и выбрасывают вперед как Звездном Рубине.

Лон Майло Дюкетт выдвигает свою, довольно любопытную версию. Согласно словарному определению, можно предположить, что это две пентаграммы, одна вершиной вверх и одна перевернутая, соединенные горизонтально в оси их оснований, обе могли бы рассматриваться как отрицательно относящиеся к друг другу. Следуя каббалистической аксиоме полярностей (мы отрицательны по отношению к плану над нами, и положительны по отношению к тому, что ниже нас), можно принять и это предположение. Эти две пентаграммы с горизонтальной осью могли проецироваться на Древо Жизни, как показано на рисунке (будет приведен на сайте).

При всем изяществе подобной версии, следует заметить, что две пентаграммы "задействуют" только девять Сфирот. Десятая (Малкут) остается за их пределами. Другим слабым местом этой версии является то, что в качестве основной (разделительной) линии используется лишь Путь Тет, но в Liber V vel Reguli одинаково важны все три горизонтальных пути. Также важно, что есть две трапеции, сформированные в этом варианте.

Другая идея состоит в том, чтобы проектировать все четыре отрицательных по отношению друг к другу пентаграммы на Древо.

Здесь Путь Тет является единственным в своем роде среди трех горизонтальных путей. Подобно зеркалу, это - точка отражения; основная ось ко всем четырем отрицательным пентаграммам. Как только эти четыре пентаграммы сопоставляются с Древом, видно, что они формируют двойную версию Уникурсальной Гексаграммы, то есть, Гексаграммы Зверя, которая рисуется в 20 строке Второго Жеста Liber Reguli.

Для лучшего понимания ритуала, имеет смысл медитировать на карте Вселенной (три с половиной витка Кундалини), картах Иерофанта и Пятерки Дисков из колоды Тота. Можно проецировать Пентаграммы на Древо Жизни, согласно элементному правилу Сфирот.

Все эти дискуссии и предположения, безусловно, были весьма любопытны, но оставались гипотезами. И только в 90-х годах была обнаружена новая рукопись Кроули. Этот машинописный текст, возможно, написанный до 1928 года, содержал полный текст Liber V vel Reguli, с рисунками различных Пентаграмм и символов. Из него вполне ясно следовало, что отрицательная пентаграмма, - это обычная перевернутая пентаграмма. При этом элементы остаются в тех же самых позициях, а направления вызывания или изгнания - такие же, какими они могли бы быть, если бы мы рисовали обычную пентаграмму вершиной вверх на листке бумаге, а потом просто перевернули его вверх ногами.

Итак, прояснилось хотя бы то, что Кроули подразумевал использование в этом ритуале именно перевернутой пентаграммы. Но теперь логично спросить, зачем же ему понадобилось их переворачивать? Ключ к ответу - в уникальном расположении в Liber V vel Reguli четырех фиксированных знаков Зодиака.

Традиционно, Зодиак рассматривают как пояс из двенадцати созвездий, или знаков, через которые проходит солнце (с земной точки зрения) каждый год против часовой стрелки. Мы могли бы делать традиционный магический круг зодиакального пояса, поместив Тельца на Восток, Льва - на Север, Скорпиона - на Запад, а Водолея - на Юг.

Но как видно из Liber Reguli, здесь предусмотрен иной порядок: Телец все еще на Востоке, Скорпион находится все еще на Западе, но положение Льва и Водолея полностью изменены. Другими словами, в этом ритуале, знаки Зодиака теперь двигаются по часовой стрелке. Перевернул ли Кроули пояс вверх тормашками? Нет. Он перевернул Мага.

В телемитских ритуалах пентаграммы Маг больше не рассматривает себя находящимся на поверхности Земли (геоцентрическая точка зрения), а скорее идентифицирует себя с Солнцем (гелиоцентрически). С точки зрения Солнца, это не низ и не верх. В начале ритуала маг еще находится в старом Эоне (вспомним, что Liber Reguli начинается с "порицания Эона), чтобы помочь магу освободиться от иллюзии ограниченной ориентации старого Эона, Кроули теперь помещает его вверх тормашками в центре зодиакального пояса. В этом положении Зодиак теперь, кажется, бежит по часовой стрелке. С точки зрения микрокосмической ориентации, пентаграммы, которые мы могли бы нарисовать, были бы как раз перевернутыми. Если бы мы могли выполнить ритуал Liber Reguli, стоя на голове, то (с нашей перевернутой точки зрения) Зодиак бы двигался против часовой стрелки, и пентаграммы находились бы вершиной вверх.

Возможно, для кого-то перевернутая пентаграмма - ужасный символ торжества материи над духом. В Liber Reguli, однако, речь не о триумфе материи над Духом, а как раз тот случай, когда Дух нисходит в материю. ("Теперь Колона установлена в Пустоте; теперь - Аси восполнена Асаром; теперь пусть Хур сойдет в Животную Душу Вещей подобно пламенной звезде, которая падает во тьму земли. LIBER CORDI SCINC TISER PENTE vel LXV, Глава V.).

Естественно, в этом ключе следует рассматривать и личную Гексаграмму Кроули которая (в интерпретации Регарди и Дюкетта), на первый взгляд, выглядит изгоняющей гексаграммой Сатурна. Однако если проделать над ней ту же процедуру, что и с магом, то есть перевернуть по отношению к Земле, то окажется, что это вызывающая гексаграмма Луны. Почему? Да потому что Солнце (или, точнее полностью гелиоцентрический маг) - Терион вызывает Луну - Бабалон, для воссоединения с нею, чтобы образовать Знак Зверя в его начальной форме Солнце плюс Луна. То есть, Солнце вызывает Луну, чтобы создать дух, из которого произойдут все четыре элемента.

На самом деле, в этом ярком и загадочном ритуале остается немало темных вопросов - символика числа кругов, которые совершает маг, символика их направлений, символизм пеана, альтернативные интерпретации личной Гексаграммы Зверя - обсуждению всех этих нюансов будут посвящены следующие статьи о Liber V vel Reguli.

© PAN'S ASYLUM Camp O.T.O.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
Печать
Перейти в: