АНГЕЛЫ И ОЛИМПИЙСКИЕ ДУХИ СЕРЕБРЯНЫХ (СЕРЕБРИСТЫХ) ПЛАНЕТ
Ангелы Семи Планет, их Печати; Знаки и Дома Планет; названия Семи Небес, согласно Магическим Элементам Питера Абано; имена Олимпийских Духов Планет, согласно Магии Arbatel; Адские Знаки Злых Духов Планет, согласно Красному Дракону. Имя Михаила, Ангела Дня Господня, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Солнца, Зодиакальный Знак Льва, который является Домом Солнца, название Четвертого Неба, Machen. Имя Габриэля, Ангела понедельника, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Луны, Зодиакальный Знак Рака, который является Домом. Луны, название Первого Неба, Shamain. Имя Samael, Ангела вторника, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Марса, Зодиакальные Знаки Овена и Скорпиона, которые являются Домами этой Планеты, название Пятого Неба, Machon. Имя Рафаэла, Ангела среды, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Меркурия, Зодиакальные Знаки Близнецов и Девы, которые являются Домами этой Планеты, название Второго Неба, Raquie. Имя Sachiel, Ангела четверга, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Юпитера, Зодиакальные Знаки Стрельца и Рыб, которые являются Домами этой Планеты, название Шестого Неба, Zebul. Имя Anael, Ангела пятницы, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Венеры, Зодиакальные Знаки Тельца и Весов, которые являются Домами этой Планеты, название Третьего Неба, Sagun. Имя Cassiel, Ангела субботы, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Сатурна, Зодиакальные Знаки Козерога и Водолея, которые являются Домами этой Планеты.
У этой точки зрения нет доказательств, поэтому воспринимать ее всерьез нельзя. Несомненно, что Руководство не имеет отношения ни к Черной Магии, ни к появлению новых символов, а те, что есть, — немногочисленны и просты. Наконец, и Альфред Мори (Alfred Машу) в своей работе Магия и Астрология античности и средневековья (La magie et la VAstrologie dans I'Antiquite et аи Moyen Age) описывает Руководство как труд о колдовстве, в котором прослеживается влияние не только неоплатонизма, но и других течений. Очевидно, он не читал эту книгу; критика подобного рода непростительна для такой влиятельной фигуры, как Мори.
Легенда о Руководстве такова. После своей коронации Карл Великий (Charlemagne, 742 - 814), покидая Рим, получил в подарок от короновавшего его папы Льва III сборник молитв, обладавших чудодейственной силой. Тот, кто носит с собой эту небольшую книгу и относится к ней с не меньшим уважением, чем к Библии, и кто ежедневно читает эти молитвы во славу Господа, тот не узнает поражения и невредимым преодолеет все опасности, и Божья милость не оставит его. Это событие происходило в 800 году, а приблизительно в 1523 г. Руководство было впервые напечатано в Риме. Вот, в общих чертах, легенда, в которой нет ничего оскорбительного и которая не вызывает никаких сомнений относительно авторства Руководства. Кажется, главное недоверие вызывает приписываемая ему связь с оккультной наукой, ведь ни одна из литератур не построена на подлогах так, как это имеет место в Магической литературе; сравниться с ней может разве что родственная ей Алхимия. Однако все проясняется, если исследовать само Руководство. Это не магический Ритуал, но и не простой набор молитв, укрепляющих человека Милостью Господней против опасностей, угрожающих его душе и телу. Скорее, это собрание заклинаний, облеченных в форму молитв, и по своему духу совершенно противоположных благочестивому духу Церкви; в этих молитвах более звучит озабоченность делами мирскими, нежели духовными. Работа начинается с утверждения, которое сводит на нет ее собственные притязания: из всех суверенных государей прошедших столетий не было правителя более удачливого, чем Карл, а об источнике своих величайших успехов он собственноручно пишет в благодарственном письме к Папе Льву, которое хранится в библиотеке Ватикана. В э-том письме говорится, что с тех пор, как Карл получил от Его Святейшества небольшой томик, озаглавленный Руководство и содержащий особые молитвы и таинственные символы, удача никогда не покидала его; и что ни одна из сил Вселенной, способной нанести вред человеку, не выступила против него, в благодарность за что он предлагает свою преданность и все, что ему принадлежит, к услугам своего благодетеля. Письмо написано на латыни, себя им-
Ритуалы трансцендентальной Магии
ператор именует Карлом Великим (Carolus Magnus), что кажется весьма маловероятным, а первосвященника он называет Summus Antistitum Antistes, а это уже не так неправдоподобно, потому что в начале IX в. уже было полностью разработано Папское Утверждение Епископального Верховенства.
Нет необходимости говорить о том, что подобного письма нет в Ватиканской библиотеке; более того, писем Карла вообще не сохранилось, и кроме напутствия, данного им учащимся Академии и упоминаемого Алкуином (Alcuin), нет свидетельств того, что Карл умел читать или писать. И, наконец, в то время как абсолютно достоверно то, что его Империя включала в себя Германию, Голландию, Бельгию, Швейцарию и часть Италии, скорее всего после коронации он именовался бы Римским императором. На самом же деле, нет никаких правдоподобных сведений, что такое письмо, якобы собственноручно написанное Карлом, существовало. Но если бы оно и было, то его содержание, изобилующее неточностями, сказало бы само за себя.
Установив этот факт, мы обратимся к предполагаемой дате публикации Руководства— Рим, 1523 год. Это издание упоминается Пьером Кристианом (Pierre Christian) в его работе История Магии (Histoire de la Magie), где он отстаивает подлинность Руководства на том основании, что эта работа не вызывала сомнений в Ватикане во времена папства Климента VII. Считается, что второе издание вышло в Риме в 1606 году; между 1584 и 1633 годами эта книга издавалась еще четыре раза в Лионе и однажды в Майнце (Маупсе). Последний раз она была опубликована в Риме в 1660 году. К сожалению, для данного критического обзора оказались доступными только издания 1633 и 1660 гг. Первое претендует быть nuperrime mendis omnibus purgatum (свободным от ошибок), но совершенно очевидно, что к нему приложил руку какой-то составитель Гримуара, отредактировав и расширив его с колдовским уклоном17. Невозможно определить, что именно из текста этого издания, кроме Семи Таинственных Молитв (Seven Mysterious Orisons), связанных с именем Папы Льва, входило в оригинальное издание, и был ли оригинал датирован задним числом. За исключением Молитв, в остальной части работы безошибочно угадывается современный язык, так что любой специалист, даже меньший библиофил, чем г-н Кристиан, вряд ли мог быть введен в заблуждение этим трудом. Правда, когда П. Кристиан обращается к упоминаниям в книге тайных наук, он гораздо более полагается на собственное воображение, чем на знания или на научные исследования.
Как мы уже сказали, эта работа представляет собой просто сборник религиозных заклинаний против всяческих опасностей, которым любой человек может подвергнуться на земле и на воде, против явных и тайных врагов, против укусов диких и бешеных зверей, против ядов, огня, ураганов. Являясь, таким образом, гарантией от всех несчастий и бедствий, сборник дарует счастье в домашних делах и в деловых предприятиях. Но при условии, что все указания «будут соблюдены с такой точностью, на какую только способен человек». К счастью, сами указания гораздо проще, чем предписания Гримуаров. Обладатель этой книги должен поместить ее в маленький мешочек из новой кожи, чтобы она хранилась в чистоте. Следует принести обет всегда иметь книгу при себе и ежедневно читать не менее одной страницы. В случае предчувствия или ожидания особой опасности, необходимо выбрать для чтения страницу, соответствующую характеру этой напасти. Читать надо коленопреклоненно, обратясь лицом на восток, «ибо так неизменно поступал Карл». Далее говорится о том, что в честь божественных духов следует поступать благочестиво, ибо тем самым привлекается их благорасположение; необходимо подавать милостыню бедным, так как «из всех деяний это — наиболее приятное духам, ведь таким образом мы становимся помощниками и друзьями тех, кому Создатель поручил управление вселенной».
Доктрина планетарных сущностей связывает Руководство с Arbatel, а упоминание о «второстепенных божествах» сТритемиусом (Trithemius)18.
In Principle, или первая глава Евангелия от Иоанна, провозглашается самой действенной в этой книге, ее следует знать наизусть и повторять как можно чаще. Далее говорится, что тайные символы в этих редчайших древних рукописях не только обладают могучей силой, но так просты в обращении, что любой с должным к ним благоговением может воспользоваться ими. «Опыт избавит от всех сомнений, какие могут возникнуть в этом отношении, а коле***ия по поводу того, есть ли это магия или суеверия, устранены будут при недолгом размышлении».
В последнем из этих двух замечаний говорится, что можно понять, как с помощью магических символов Божественные разумные сущности, управляющие бескрайней Вселенной, могут ориентироваться в бесконечном множестве тайных человеческих симпатий и антипатий.
Едва ли необходимо отмечать, что именно доктрина о симпатиях и антипатиях является сущностью Естественной Магии и связывает ее с весьма темными сферами. Тайных символов, на которые была сделана ссылка, первоначально насчитывалось девять, в большинстве своем они повторяются. Самыми подозрительными являются Labarum Константина и символ Таи, который Леви связывает с Таро.
Явно бессмысленное перечисление различных Божественных Имен— это характерный признак Церемониальной Магии, и несомненное свидетельство принадлежности Руководства к такой литературе. Действительно, молитвы в Руководстве и заклинания Ритуалов почти ничем не отличаются. Следует также добавить, что перечень Божественных Имен сопровождается той же ложной ссылкой на Ангелическую Теологию Дионисиуса (Angelical Theology of Dionysius).
На этом заканчивается вводная часть. Далее следует прозаичная часть благоповествования от Иоанна, с антифонами (короткими стихотворениями) и молитвой. Затем идут Семь Покаянных Псалмов с Литанией Святых, а также Таинственные Молитвы Папы Льва и другие, не менее таинственные, направленные преимущественно на преодоление человеческих слабостей, и т. п. Это молитвы для путешествий; молитвы, обращенные к распятию, а затем, под символом Таи, начинающееся с любопытного восклицания Per signum? Domini Таи, libera me, следует длинное заклинание, такое же выразительное, как и все в Магии, предназначенное предохранить просителя сего от ранения любым стальным оружием. Составная часть этого обряда — псевдоапостольское послание Иисуса Христа Царю Абгару, объясняющее, почему наш Спаситель не смог Сам прийти к этому монарху, и обещание отправить к нему апостола Thaddeus, когда Он исполнит работу, данную Ему Отцом Его. Далее говорится, что Иисус написал его собственной рукой и что где бы ни находился получатель: дома или в поле, плывет ли он по реке или по морю, sive inproelio Paganorum seu Christiano-rum (христианин он или нет) — по крайней мере, это подразумевается — враг его никогда не восторжествует над ним19. Царь воспринял это послание со слезами и молитвами; все это должным образом описывается, а затем приводится заклинание baculi, gladii, lanceae, enses, cultelli, sagittae, claves, Junes, et omnia alia genera armorum (перечисление разных видов оружия из металла).
Трудно сказать на самом деле, где Руководство начинается и где оно заканчивается. Так или иначе, в нем есть множество разнообразных молитв, приписываемых святым, о которых абсолютно точно можно сказать, что они жили при Иннокентии IV, Иоанне XX, и много позднее, но не в период правления Карла, что, впрочем, к молитве великого Папы Льва не имеет никакого отношения. Далее идут «любопытные тайны» — как снискать любовь и открыть собственную гениальность, стать неуязвимым, стрелять без промаха, как найти будущего супруга — и все это посредством узаконенных молитв — этакая широкая дорога к главной цели Магии и явно без превышения благочестивого порядка Церкви.
Для полноты исследования этого курьезного сборника молитв ниже приводится его наиболее важная практическая часть.