Лекция III
Третий
Аркан
Знак алфавита, соответствующий третьему
аркану, есть Ghimel
= 3.
Его иероглиф - берущая рука, в смысле -
кисть руки, сложенная так, что образует
узкий канал, могущий что-либо вместить.
От идеи узкого канала переходят к идее
влагалища, служащего последним этапом в
процессе рождения, а от этого - к самой идее
рождения.
Отсюда название аркана по Ипостасям
теософического тернера: Divina Natura, Partus, Generatio.
Идея произвождения тесно связана с
элементом любви или, в более общем смысле, с
элементом аттрактивности (всемирное
тяготение, обычная любовь, милосердие,
универсальная любовь суть частные
проявления этого общего начала).
Богиня аттрактивности называлась Венерой.
Этим объясняется одно из ученых названий
этого аркана - Venus Urania (Венера во Вселенной -
в астрономическом мире).
Другое ученое название - Physis - Природа.
Вульгарное название - l'Imperatrice.
Геометрический символ 3-го аркана,
вызывающего представление о тернере, будет
- восходящий или нисходящий треугольник,смотря
по характеру тернера.
Картинка изображает женщину, увенчанную
двенадцатью звездами, символизирующими 12
знаков Зодиака. Принцип рождения в
физическом плане тесно связан с различными
фазами получения Землею солнечной энергии.
Фазы эти определяются нахождением Солнца в
том или другом знаке, а потому самый Зодиак
является в оккультизме намеком на
физический план, на физическую
характеристику.
Сидящая женщина "облечена в Солнце и
корчится в муках рождения" (Откр. XII, 1-2).
Вопрос о рождении раскрывает значение
аркана, а Солнце указывает на центр
притяжения (планетной любви) нашей системы,
вместе с тем играющий роль центра эманации
жизни, а следовательно, и всякого
произвождения.
В левой руке у женщины скипетр со знаком
Венеры. Выходит, что она вечно царит любовью
над тем, что рождено, и тем, что родится.
Астрологическое соответствие этого
аркана и есть влияние Венеры.
Самый знак
есть
синтез двух знаков:
,
служащего знаком Солнца - производительных
эманаций, и +, означающего,
как мы узнаем позднее, мир стихий, или
элементов, т. е. совокупность влияний среды.
Получается, что любовь обусловливает
победу производительных эманаций над
затруднениями, создаваемыми окружающей
средой.
В правой руке женщина держит щит с
изображением орла, чтобы показать, что
принцип произвождения распространяется на
самые высокие сферы. У орла висит
равноконечный прямоугольный крест,
напоминающий, что процесс рождения есть
естественное последствие процесса
совокупления активного начала с пассивным (см.
аркан 2-й).
Сидит женщина, опять-таки, на кубическом
камне, утвержденном на глобусе (об этом
позже), и под ногою держит Луну,
символизирующую здесь материю подлунного
мира, как наинизшую сферу произвождения.
Иногда встречается искажение фигуры -
крылья у женщины, вместо Солнца, ее
облекающего. Эти крылья намекают на
восхождение от Isis Terrestris к Isis Coelestis.
Какой же тезис подтверждает аркан?
Он, прежде всего, дает гностическую
формулу: "ничто не творится, все
рождается", т. е.- всегда есть Jod
,
оплодотворяющий He
и тем
определяющий рождение элемента
(Vau - 6-й аркан) -
Отец, мать, дитя.
Активное и пассивное, нейтрализованные
андрогинным.
Помимо этого или, лучше сказать, в связи с
этим третий аркан провозглашает закон
Тернера, как общий и мировой. А потому
уместно будет присовокупить к описанию
аркана примеры разбора каких-либо типичных
тернеров. Сначала дам намек на некоторый
тернер типа нисходящего треугольника.
Теософический тернер - Архетип - Человек -
Природа - вызывает в нас теологическую
схему трех Ипостасей: Бог в Боге, или Бог-Отец;
Бог, проявляющийся в Человечестве, или Бог-Сын,
и Бог, проявляющийся в Природе - Бог-Дух
Святой.
Сообразно этой тройственной шкале
манифестаций Единого Божества, в которой
средний термин нейтрализует крайние (Человек
связывает Природу с Архетипом), я позволю
себе указать на 3 типа искания душами Бога:
есть души, ищущие Бога-Отца метафизическими
путями; души, ищущие Бога-Сына в своем
сердце и объединяющие группы людей во имя
этого искания; есть души, разыскивающие
Бога созерцанием природы и примирением с ее
непреложными законами; это - искательницы
Духа Святого.
Подробнее об этом узнаете в Тайнах
Каббалы.
Теперь разберем пример Тернера типа
Восходящего Треугольника, т. е. типа
Тернеров Великого Аркана.
Тот же Тернер "Архетип - Человек -
Природа" наводит на следующее построение,
если его термины понять возможно широким
образом в вопросе о ходе событий во
Вселенной. Представьте себе Архетип как
нечто гармоничное, андрогинное, всезнающее,
вседовольное, одаренное притом
способностью проявления активности и,
соответственно этому, могущее ограничивать
сферу этой активности. Как выражаются
обыкновенно,- это Высшее Начало
раздваивается на активное и пассивное
проявление, давая этим схему упомянутого
треугольника.
Параллельно с этим будем говорить о
Человечестве как о едином организме,
клеточками которого будут сущности,
носящие на Земле название людей, а на других
планетах, может быть, какое-нибудь другое.
Признайте существование таких клеточек
этого организма в дифференцированном виде
на всех космических телах - солнцах,
планетах и т. п. - и вы создадите
представление о Мировом Человеке, живущем
жизнью коллективной сущности и имеющем
Волю согласно Великому Закону
индивидуализации.
Еще говорите о Природе, как результате
группировки всех элементов, как
индивидуализированных вашим
миросозерцанием, так и
неиндивидуализированных, и эту
совокупность мыслите, как динамизированную
основными схемами закономерных проявлений,
т.е.- принципом каузальности.
Эти два полюса - Человечество и Природа -
будут манифестациями Архетипа: первый -
активной, второй - пассивной по схеме нашего
треугольника (здесь термины "активный"
и "пассивный" взяты в относительном, а
не в абсолютном значении).
Теперь займемся тернером, явно подходящим
под тот же тип тернера Великого Аркана, а
именно тернером "прошедшее - настоящее -
будущее".
Ведь настоящее, как момент, определяет
своим местонахождением области того, что мы
называем прошедшим и будущим. Не указавши
момента, который мы именуем "настоящим",
мы не сумеем разграничить эти области.
"Настоящее" эманирует "прошедшее"
и "будущее", причем в прошедшем
сказывается его относительно пассивная,
косная сторона (его не переделаешь), а в
будущем - сторона активная.
Сблизив наши два тернера, мы скажем, что
Архетип владеет по закону аналогий
настоящим, что Человечеству аналогически
принадлежит будущее, а Природа базирует
свои манифестации на аналогии Прошедшего.
Идем дальше: Человечество владеет Будущим
по праву Человеческой Свободы при помощи
инструмента, именуемого Коллективной Волей
Человечества. Природа базируется на
Прошедшем в форме т. наз. Судьбы,
инструментом которой является Рок (слепой,
неумолимый, и потому косный, как бы
относительно пассивный).
Архетип обладает свойствами андрогината;
это свойство отражается по праву
Вседовольства и Высшей Гармонии в том
великом мировом Светильнике, который
именуется Провидением. Провидение
соответственно этому нейтрально,
андрогинно и играет роль Света, озаряющего
поле деятельности остальных двух элементов.
Обращаю ваше внимание на то, что на нашем
языке термин "настоящее" имеет два
значения: одно - касающееся реальности
объекта, другое - помещающее объект в
определенный момент времени.
Всякий прием рождения, эманации чего бы то
ни было должен быть настоящим для
рождающего, эманирующего, чтобы быть
реальным в соответствующем ему плане
жизненных проявлений. Формула внушения
должна читаться: "Ты делаешь то-то", а
не "ты сделаешь" или "ты сделал".
Непреложный метафизический или научный
тезис также формулируется в настоящем
времени. Ощущение, которое вы будете
характеризовать как прошедшее или будущее,
никем не будет признано реальным. Его в
лучшем случае назовут туманными терминами
"рефлекс", "галлюцинация" и т. п.
Возвращаясь к нашему тернеру, будем
утверждать вместе с Fabre d'Olivet, что мировая
история зиждется на мистическом
треугольнике (черт. 5).
Провидение озаряет своим светом
Настоящее; Воля Человечества устремляется
на созидание Будущего, но при этом
ограничена в своих проявлениях Роком,
который гвоздит ее Прошедшим. Если Воля
Человечества соединяется, входит в союз с
просвещающим влиянием Провидения, то она
сильнее Рока: в это время история
Человечества носит эволютивный характер.
Если Человечество закрывает глаза на это
влияние Провидения и вступает в
единоборство с Роком, то общего тезиса о
ходе его истории высказать нельзя: все
зависит от отношения сил Воли и Рока.
Если Человечество сознательно борется
своею Волею с Роком, подкрепленным
указаниями Провидения, то Воля эта будет
побеждена: ничего не выйдет. Если, наконец,
Человечество присоединяет свою Волю к
влияниям Рока, неблагоприятно оцениваемым
Провидением, то реализации оказываются
весьма мощными, весьма ощутительными, но
ход истории удаляет мир от принципа
Гармонии и будет нуждаться в последующих
исправлениях на пути решения Великой
Задачи конечных целей существования
Вселенной. Мировая история в это время инволютивна.
Интересно рассмотреть частное отражение
мистического треугольника Fabre d'Olivet,
управляющее ходом событий в жизни души
отдельного человека в течение
определенного воплощения (инкарнации) этой
души.
Треугольник примет вид чертежа 6-го.
Провидение в отдельном человеческом
экземпляре имеет представителем т. наз.
совесть, которая абсолютно нейтральна, не
толкает и не задерживает, а только освещает
путь, указывая, как нейтрализовать для
настоящего момента бинер добро - зло.
Воля человека определяет будущие
события, но ограничена в их выборе т. наз. кармою.
Эта карма есть как бы общий формуляр всех
предыдущих инкарнаций души нашего человека.
Он родился первый раз в благоприятных для
приобретения мудрости условиях, как
говорят - с чистой кармой; погрешал; во
вторую инкарнацию ему, кроме задачи
приобретения мудрости, еще предстоит
очистить карму, что не обойдется без борьбы
и страданий. Конечно, при этом втором
рождении карма ставит его в менее
благоприятные условия жизни. Дальнейшие
инкарнации следуют закону альтернатив
отягчений и исправлений кармы, пока она
окончательно не очистится. Очень
отягченная карма, которую бы нельзя было
исправить одними сознательными усилиями
воли, отчасти исправляется самим элементом страдания
в соответствующей ей инкарнации: страдания,
на которые человек обречен кармою, могут
быть настолько сильны, что отчасти искупают
карму, даже в случае полной пассивности и
сознательной злонамеренности субъекта в
течение инкарнации.
Вот какие комбинации вершин возможны для
этой частной схемы Мистического
Треугольника:
1) Воля заодно с Совестью против Кармы.
Результат - очищение Кармы.
2) Воля заодно с Кармою против Совести. Это
- т. наз. эгоистический оппортунизм.
Результат - видимые удачи в жизни при
наличности отягощения Кармы.
3) Борьба Воли с Кармою без консультации
Совести. Результат не может быть
формулирован в общем виде. Он зависит от
отношения сил Воли и Кармы.
4) Воля против соединенных Кармы и Совести.
Результат - неудачи в жизни и отягощение
Кармы.
Шкалярные тернеры, подобные
рассмотренным в этом аркане, т. е.
представляющие собой явную совокупность
трех основных степеней одного и того же
проявления, условимся называть абсолютными
тернерами. Им мы попытаемся уподобить
другие тернеры, для признания которых надо
примиряться с некоторыми условностями, как
бы становиться на особую точку зрения. Эти
вторые тернеры назовем аналогичными,
связывая каждый из них условно или
символически с каким-нибудь абсолютным
тернером.
Дадим два примера таких тернеров. Первый
пример заимствуем из природы, второй - из
области ритуального символизма.
Рассмотрим ствол человеческого тела,
подразделив его на голову, грудную полость
и полость живота. Свяжем аналогично голову
с ментальным планом, ну хотя бы потому, что
проявления ментальной работы у
воплощенного человека стоят как бы в связи
с отправлениями головного мозга.
Грудь свяжем с представлением об
астральном плане, ну хотя бы потому, что
физическая тренировка адептов астральной
работы отводит центральное место
упражнениям дыхательных органов. Живот
свяжем аналогически с физическим планом, ну
хотя бы потому, что функции пищеварительных
органов натурально связаны с делом
обновления клеточек тела.
Вот вам и аналогичный тернер. Можете
прочесть его в немного измененной форме:
деятельность головы управляет
распределением нервных флюидов,
деятельность грудной клетки - обновлением
жизненной силы крови, деятельность живота -
реставрацией тканей (вопрос о т. наз.
циркуляции лимфы).
Хотите оправдать практически ваше
искусственное построение? Рассмотрите
голову - аналогию ментального плана - и
ищите в ней три подплана этого плана. Глаза
сойдут за представителя ментальности в
голове,- вы по взгляду поверхностно
заключаете о рассудочной деятельности
субъекта; нос будет представителем
астральности в голове, - по его состоянию вы
часто имеете возможность делать
поверхностные заключения в области
патологии грудной полости; рот пусть будет
представителем физического плана,
посланником полости живота, о
расстройствах органов которой вы часто
судите по губам, языку и т. п.
Это подразделение намечает путь к
признанию нашего тернера не вполне
произвольным, а как бы естественно-символическим.
Теперь дам пример искусственно-символического
тернера, объяснив схему знаменитого
Трезубца Парацельса (Tridens Paracelsi).
Его изображение дает чертеж 7-й.
|
Трезубец
Парацельса. Чертеж 7
|
Зубцы металлические (железо, жесть или
сталь); цилиндрическая рукоятка -
деревянная или эбонитовая, т. е. во всяком
случае - изолирующая. Прибор, с
практической точки зрения, представляет
собой магическую шпагу с тремя остриями.
Сделаем анализ надписей на зубцах, знаков,
начертанных около основания зубцов, и
золотой надписи на рукоятке. Начнем с
зубцов.
На верхнем выгравировано Obito (повинуйся,
поддавайся, будь послушен, внимай); надпись
эта очерчивает сферу пассивных проявлений
Человека в области жизни физического плана
(вернее - в области трех планов при наличии
инкарнации в физическом).
На нижнем зубце мы читаем: Imo (грамотнее
было бы Immo, что значит: - напротив,
наперекор, в смысле - сопротивляйся,
проявляй себя активно).
Средний зубец заключает надпись: Apdosel,
которую нужно разложить так: ap + do + sel.
Ap надо заменить греческим
ar
, начальными буквами слова
arch
(архе) = начало = высший элемент = mens.
Слог do должен читаться справа налево - od;
это название положительно поляризованного
астрала. Следовательно, это астросом в
сфере мужских проявлений.
Sel (латинское sal) означает соль = бродило
физического плана - символизирует самый
физический план.
Итак - три зубца своими надписями диктуют
фразу: трехсоставный активный Человек (mens
+ anima + corpus) должен уравновешивать бинер
повиновения и сопротивления; он должен
лавировать между этими приемами. Этот
тернер очерчивает сферу деятельности
Человека.
Во втором тернере знаков
и
первый знак,
подобие рака, поставлен вместо знака
Рака. Этот
зодиакальный знак астрологически есть дом
Луны, планетное влияние которой проводит
пассивное начало в пассивный же верхний
зубец.
Змея, имеющая головой знак Юпитера, есть
символ астрального tourbillon, которым
авторитет (знак Юпитера) Человека
проводится в мировой астраль.
Третий знак есть испорченный знак
зодиакального Льва, служащего домом
активному Солнцу, проводящему свое влияние
в нижний, активный зубец.
Как видим - второй тернер относится к
области форм, проводящих влияние рукоятки в
зубцы.
Рукоятка украшена золотою надписью
P.P.P. VLIDOXFATO,
где тройное P следует опрокинуть для
получения тройного лингама -
оплодотворение в трех планах. V есть
латинское числительное 5,- указание на
пентаграмму,- символ человеческой Воли; LI
- начальные буквы слова libertate - (свободою); VLI
= pentagrammatica libertate = свободою человеческой Воли.
DOX значит doxa (осведомленностью), т. е. тем,
что нам дает элемент совести. FATO значит
Роком, Судьбою, Кармою. Значит, рукоятка нам
говорит о праве Человека на попытки
произвождения в трех планах и в силу
существования того, что мы ставили в
вершинах Мистического треугольника Fabre
d'Olivet.
Этот тернер касается сферы ментального,
даже метафизического характера наших
абсолютных прав на три плана.
Весь трезубец будет символизировать
Человека вообще в двух высших планах (рукоять,
схема астрологических знаков) и
дифференцировать его как Мужчину в
физическом плане (средний зубец содержит
намек на активность).
Практически прибор служит магической
шпагой в руке мужчины, а в сильно
уменьшенном формате применяется в
герметической медицине при лечении мужской
импотенции. Вот пример системы трех
тернеров в области символизма.
[ к
оглавлению ]
|