|
| ||
|
Далее идет история падений. Область Daath Сефир Микропрозопа своею деятельностью андрогинного оператора аналогически передавала картину деятельности Логоса с Его Валетом или даже, еще отдаленнее, картину Совершенного Андрогината Верхней Точки над Первым Iod. Разница в проявлениях этих трех Андрогинных Единиц та, что Верхняя Точка инфлукса ни от кого не получает, а передает вниз Инфлукс Трансцендентальный; Логос питается Трансцендентальным Инфлуксом и передает Инфлукс Трансцендентный; Сефиры Микропрозопа получают Инфлукс Трансцендентный, облеченный в легкую формальную дымку, а передают конденсацию этой дымки в законченную формальность, в мир образования семенных начал (Formae seminales). Верхняя точка самобытна, Логос - самостоятелен, Daath - только гармонична, Malchuth - только реальна. Сефиры Daath замыслили создать себе иллюзию самостоятельности; для этого им понадобилась Свобода, без которой не может быть личной жизни. Но стремление к свободе равносильно было отказу от питания Инфлуксом Сверху. Отказ этот последовал, и произошло то, что называется падением Шести Сефирот, - то, что привело эти Сефиры к Каббалистической Смерти. Не питаемая Высшими Токами, оболочка этих Сефир коагулировалась в то, что мы теперь называем низшим астралом. Сефиротический организм раздробился, полярности его проявились в виде неразрешенных бинеров. Сефира Tiphereth перестала проявлять свой Свет. Дифференциация клеточек Daath дошла до крайних пределов, и имя им стало легион. Вот вам так называемое Падение Ангелов, открывшее Вселенной Тайну Смерти. (Черт. 2а. )
Содержание Сефиры Malchuth как Супруги содержания Daath, конечно, так же коагулировалось соответственным образом, оставаясь при этом областью операций павшего легиона Daath, иначе - областью наиконкретнейшего проявления ненейтрализованных бинеров. Можно сказать символически, что в этот период в Malchuth взращивается Древо Познания Добра и Зла. Сефиры Микропрозопа пали своим содержанием, но принципы, управляющие образованием Сефир, остались на местах, подобно тому, как свод законов, нарушаемых хотя бы всеми без исключения гражданами, все же остается принципиально существующим. Душам и Ангелам предстояла задача нового наполнения пустующих мест формальными манифестациями, для спасения Malchuth, которую эти манифестации стали бы оплодотворять. А через посредство Malchuth можно было бы спасти и ее Супруга - павшее Daath. Но последнее не хочет утратить
приобретенной Свободы процессом
восстановления Древа Жизни, т. е.
Астрального Света Tiphereth. Daath соблазняет
пассивную сторону Cефиры Душ (
Активная сторона Душ прежде всего прилагает теорию бинера к содержанию самой сефиры Chocmah: Adam и Heva признают себя полюсами ненейтрализованного бинера, т. е. из четы делают схему контраста. Отсюда: стыд и дальнейшая коагуляция, покрывание оболочками - одеждами.<3-204> Но принцип бинарных восприятий проводится дальше, и весь Адам-Протопласт рассыпается на клеточки, одетые в тела-оболочки, тем более плотные, чем дальше зашла дифференциация. Тонкость состава Сефиры Chocmah и мощь авторитета Душ как 2-й Сефиры делают то, что Души-клеточки оказываются облеченными не в низший астрал, как элементы легиона Daath, а в то, что мы теперь называем материей. Эти клеточки будут теперь в самих себе учитывать пространственное протяжение и ход времени. Это - их рабство. Они оторвались от Высшего Тока, но стали рабами Пространства и Времени. В сефиротической схеме Мироздания происходят изменения, и она принимает вид т. наз. "Destitutio" (расстройство, распадение), символизируемой чертежом N 2б.
Что же делать Высшим Сефирам, гармония которых нарушена падением Душ? Коллективность Ангелов порождением сущностей, носящих название Spiritus Directores, распространит свое влияние во все подпланы астрала и, увлекаясь дальше своей инволютивной задачей, проникнет в Malchuth, где породит уже элементалей с материальными телами, которые и послужат физической базой Вселенной. Принято говорить, что Ангелы материализуют Царство, дабы в нем не могли веселиться астральные бесы. Содержание Kether, именуемое "Душою Мессии", как андрогинное, распространяется по области Микропрозопа, воссоздавая его сефирот, чтобы в дальнейшем оплодотворить Malchuth Искупительной Инкарнацией. Планировка эта передается схемою т. наз. "Constitutio", фигурируемой черт.3.
Итак - Инфлукс Инкарнации Мессии должен дать толчок Душам, пробудить их от сна в материи, вызвать их к эволютивной деятельности во всеоружии их трехпланности, дающей им магическое превосходство над павшим Daath (последний может проявляться в физическом мире лишь при возможности медиумических займов). Души, стремясь к Реинтеграции в сефиру Chocmah, утончат прогрессивно свои оболочки, самую сефиру Malchuth, в которой работают, павшее Daath, которое поднимется вслед за Супругой, и осуществят идеал т. наз. "Restitutio", т. е. полного Восстановления первичного состояния сефиротической системы Второго Семейства. Теперь займемся историей падшего Человечества. Падение совершилось не мгновенно; уплотнение оболочек падшего Человечества также произошло постепенно. В строгой же постепенности наступало и прогрессивное забвение моментов былого совершенства и прогрессивное же приспособление к новому плачевному состоянию. Очевидно, следует допустить, что у разных отдельных личностей, т. е. у разных клеточек Адама Протопласта, приспособление это шло с различными скоростями. Нам теперь важен учет того, что можно забыть и чего забыть нельзя из былого величия. Представляя себе комплекс павших
клеточек Мирового Человека, перенесемся
мысленно в тот период, когда видимо
утратился в павших людях Инфлукс Jod'а
Первого Семейства, но еще сохранились
отпечатки всех низших отражений
трансцендентального характера. В этот
период воспоминание о былом, или религия,
должно было сводиться к культу и
отвлеченному почитанию Первого
Я не буду останавливаться на вопросе о континенте, на котором жили относительно счастливые поклонники Жизни, не буду делать предположений хронологического характера о соответственной эпохе - это все для нас несущественно. Но я не могу не очертить вкратце той системы Заповедей, которая являлась натурально-этическим кодексом этих поклонников. Они уважали Единую Жизнь во всех ее проявлениях; они отождествляли ток этой Жизни в минерале, в былинке, в мельчайших представителях животного царства, в ближнем, с тем же могучим током, протекавшим в них самих. Они во всем любили и почитали Жизнь и, не утратив ясного понимания ее эволютивной формулы (ведь Души родом из Cефиры Chocmah), конечно, считали добродетельным все то, что протекало согласно этой формуле, и порочным все то, что ее искажало. Вот в какой форме Традиция нам передает их практические Заповеди: 1) Признавай метафизически Единую Жизнь. 2) Не дроби этой жизни метафизически, т. е. не ударяйся в ментальное многоначалие. 3) Не дроби ее астрально, т. е. не применяй тайны динамического цикла в сторону отклонения от нормальной иерархии. 4) Не затемняй ее, уничтожая в физическом плане воспоминание об Эманационном происхождении всякой жизни. 5) Уважай давших тебе жизнь (даже физических родителей). 6) Сам передавай жизнь целомудренно и сознательно. 7) Не покушайся на жизнь единицы в физическом плане. 8) Не покушайся на собственность, связанную с жизнью единицы в физическом плане. 9) и 10) Не покушайся в астральном плане на связанное с жизнью единицы, ни пассивно (9) - ложью, ни активно (10) - завистью. Перехожу ко второму периоду падения Человечества, ко второй возможной религии. Пусть человечество утратило ясное понимание Трансцендентальной Жизни, но оно еще не отказалось от идеи Логоса - Великого Архитектора Вселенной. На этой ступени нет интуиции единства Жизни, но еще удержалось понимание единства Источников Идеалов. Все они порождены Логосом, ни один из них не может враждовать с другим. В минуту трудностей, в минуту выбора решений, в минуту возможных разочарований адепт религии Логоса взывает к Нему о помощи, просит подаяния в форме идеала, могущего его спасти. Следующая стадия падения сотрет в сердцах
наших образ Логоса, но удержит еще образ
Второго
Уже не к кому обратиться за идеалами; но имея готовые - можно пытаться спастись. Эта религия Второго
А дальше? А дальше пойдет Трансцендентная религия Отца Второго Семейства, сводящаяся к воспоминанию о Cефире Chocmah, о пребывании в ней всех Душ - клеточек единого Протопласта. Эта религия явится ясным пониманием принципа человеческого Братства при утрате сознания Братства Человека с сущностями инволютивных типов (Ангелы). Ведь на этой ступени Kether забыт, а следовательно, забыто и то, что Chocmah и Binah - суть два его проявления, долженствующие в братски-дружной работе осуществить круговой цикл Жизни Второго Семейства. А если утратить и понимание Братства? Тогда дело плохо; иногда начинает царить эгоизм, приводящий к анархическим проявлениям, вплоть до почитания легиона темных сил, вплоть до борьбы с нормальной формулой динамических эволютивных процессов, вплоть до размена собственной личности на легион страстей, строго аналогичный легиону бесов низшего астрала. Человечество целиком, а также по отдельным расам и народностям переживало, переживает и будет переживать перечисленные типы религий и, к сожалению, даже описанную в самом конце перечня фазу анархического разложения личностей. Конечно, задача Реинтеграции представлялась всего яснее и удобоисполнимее в ту эпоху, когда не успела ни утратиться, ни исказиться несложная, но глубоко мудрая Первобытная Религия Единой Жизни. Каковы бы ни были соблазны, оторвавшие от
нее большую часть Человечества, несомненен
тот факт, что за утратой ее большинством
немедленно последовала реакция попыток
вернуть к ней Человечество путем проповеди.
Реакционеры - поборники возврата к прежнему
миросозерцанию - совершенно справедливо
наименовали себя Посвященными, а
отпавших от культа Единой Жизни - профанами.
Ведь первые, действительно, остались как-бы
прикосновенными к отраженному клише
Инфлукса Первого
Эти попытки можно назвать общим термином "Насаждение Религий". Чаще всего Учителям, насаждавшим Религии, приходилось иметь дело со средой, большая часть которой норовила утратить даже представление о Человеческом Братстве, т. е. воспоминания о Сефире Chocmah. Следовательно, учителям предстояло: 1) напомнить людям о Братстве Душ; 2) восстановить представление о двойном инво-эволютивном токе - Великой Лестнице Иакова, по которой слева спускаются Ангелы (Binah), справа поднимаются Души (Chocmah) и вверху которой перманентно пребывает на Престоле Лучезарный Макропрозоп (сефира Kether); 3) установить уважение к Учителям, как
аналогию воспоминания о Втором
4) отучить людей от горделивого стремления перестроить Вселенную в угоду себе, подчеркнув им необходимость противоположного, т. е. герметической переработки собственной личности для созидания хотя бы отдаленного, блеклого подобия андрогинно-гармоничного Логоса; 5) очистить нравы во имя Первого
6) заботиться о полной Реинтеграции
очищенного Истинной Религией Человечества,
дабы оно познало отражение Инфлукса
Первого
Для последовательного достижения этих целей Посвященные реализовали Аркан Силы, соединяясь в Цепи, управляемые Эгрегорическими Началами. Ментальные ядра этих Эгрегоров, в сущности, всегда сводились и сводятся к принципам Единой Первой Религии, проведенным в полном их комплексе или в частных группировках. Астральная часть Эгрегора порождается как комплекс формальных начал, в который облеклись упомянутые принципы. Материальная часть культа создается как физическое тело Эгрегора. Ее состав зависит от его астросома, а также от питающей среды, в которую насаждена религия. Один и тот же Эгрегор может породить в разных странах различные культы. На основании этих данных вы легко
заключите, что насаждение религии можно
отождествить с формацией коллективного
tourbillon. Жизнедеятельность этого tourbillon в
динамической своей части, конечно,
символизируется рядом циклов
В конце концов выходит, что первый цикл
религиозного вихря определяется формулой
Значение терминов первого цикла религиозного вихря дается следующей таблицей, которую, если хотите, можно назвать "планом религии". 1.
2.
3.
4.
5.
6.
Какие же элементы нужны для формации живучего цепного Эгрегора? 1.
2.
3.
4.
5.
6.
Не буду распространяться об Эгрегоре в том, что касается его астрального порождения. Об этом достаточно узнаете в пятнадцатом аркане. С условиями т. наз. жизни, болезни и смерти Эгрегоров вообще вы уже знакомы. Здесь скажу лишь несколько слов о том, что в Эгрегор, помимо энергии пентаграмматических сущностей эволютивного типа (живущих людей, элементариев и т. п.), должна быть вовлечена и энергия элементалей, Spirituum Directorum, и даже Ангелов (ведь не следует забывать, что Эгрегор прежде всего инволютивным током вносит учение на Землю, а потом уже осуществляет эволюцию своих адептов). Вот и говорят в просторечии, что магическая цепь соткана из живых и умерших людей и элементалей различного типа. О том, какова должна быть личность Учителя-Реализатора, вы имеете достаточное представление по историческим данным. Подготовленность среды чаще всего определяется ее этическими (реже - материальными) невзгодами, приведшими ее к сознанию потребности усовершенствования. У народов есть эпохи, в которые им становятся нестерпимыми их собственная порочность или их собственное невежество. Тогда они жаждут религиозного обновления и охотно пойдут навстречу Учителю. Элемент
Ученики бывают двух категорий: 1) главные Ученики, так сказать апостолы доктрины, должны быть в совокупности носителями четырех Герметических типов - Орла (смелые мыслители), Льва (горячие Кадоши), Человека (логический расчет, предусмотрительность, осторожность) и Тельца (прилежные труженики); 2) второстепенные Ученики в своем
комплексе должны быть носителями активного
элемента (
Что же касается верующих, то должна быть определена возможность суждения об их способностях и психике настолько, чтобы вовремя брать из толпы в ученики всякого, кто возвысился над ее уровнем и пригоден к активному служению Эгрегору. Очень опасно не приближать к Посвятительному Центру те клеточки организма Цепи, энергия которых проявляется сознательно и с должной интенсивностью. Это так же опасно, как искусственно препятствовать току здоровой крови питать благороднейшие органы какого-либо индивидуума. В заключение скажу о врагах религии и о характере козней этих врагов. Готовую или формирующуюся религию можно подрывать в трех планах. 1) В ментальном плане религию губит подмесь схоластики в ее теологию. Это инволюция идейной части религии. 2) В астральном плане религию подрывает примесь эстетических начал в ее формальный ритуал. Погоня за красотой символов подрывает их чистоту. Это - инволюция форм ритуального обихода. 3) В физическом плане религию подрывает примесь чувственных проявлений, санкционированных ее кодексом. Вспомните исторически подтверждаемую недолговечность культов, поощрявших чувственные проявления на религиозных празднествах. Теперь приступаю к обзору важнейших Учений в хронологическом порядке, причем предпочтительно занимаюсь их этиологией, лишь изредка прибегая к историческим ссылкам на факты. IКришна (3150 до Р. Х.)Анализируя Эгрегор религии Кришны по принятой нами схеме, имеем:
Первое
Второе
Сильные элементы -
Слабый пункт - первое
IIFo-Hi (Китай 2950 до Р.Х.)
Первое
Второе
Положительным элементом Эгрегора
являлось
Опасность представляли оба
IIIГермес Трисмегист (Египет)Имена Гермеса, Тота, Еноха олицетворяют стройно-синтетическую трехпланную систему метафизики, выработанную египетскими адептами в глубине Святилищ Храмов Мемфиса и Фив. Эта система послужила элементом
Среда, которую ему пришлось оплодотворять,
иными словами - первое
Такой состав верующих, естественно, заставлял жрецов для поддержки престижа религии обнаруживать свою реализационную власть в форме того, что профанами называется "чудесами". Менее развитые элементы учитывали эти чудеса, как верный признак дружбы жрецов с Божеством, а более интеллигентные и вдумчивые верующие - как доказательство понимания Школою законов Природы и умения применять таковые. В обоих случаях ясно очерчивалась необходимость исповедания Эгрегора и покорности жрецам, так или иначе влиявшим на условия питания страны. Чудеса жрецов, по всей вероятности, сводились, во-первых, к показыванию фокусов, основанных на знании физики, химии, личной и церемониальной магии, психургии и т. п.; во-вторых - к манипуляциям с атмосферным электричеством - от простого показания частных эффектов вплоть до управления общим его распределением на весьма значительном пространстве. Почти нет сомнения в том, что по электростатике древние Посвященные стояли далеко выше нынешних специалистов. Многое в истории заставляет предполагать, что знания жрецов в этой области делали возможным для них активное вмешательство в метеорологические явления. А что же могло быть важнее этого для земледельческого народа? Итак, ясно, что
Отдаленные доисторические моменты жизни Египта яснее формулировали унитарную теорию культом бога "Фта" и воспоминанием о царе Менесе, переродившемся в "Osiris-Hammon". Тогда центром Посвящения был Мемфис. Но мы мало знаем об этих временах. Для нас типичнее, картиннее развертывается эпоха учреждения Магии Изиды (2703 до Р.Х.) с переносом центра в Фивы. Изида вместо Озириса, женский полюс вместо мужского или, точнее, вместо Великого Андрогината (Фта). Один этот факт уже указывает на боязнь вторжения соседних культов, главным образом грубо-чувственного культа Астарты. Культ Изиды экзотерически должен был походить на другие женские культы и тем самым страховать народ от их вторжения. С другой стороны мифологическая часть культа Изиды осторожно и умело символизировала и интерпретировала тернер Унитаризма в форме нисходящего треугольника. Озирис убивается злым гением (Тифон-Сет)
разрубается на двенадцать частей,
разбрасываемых по четырем странам
горизонта (рождение дуоденера из
кватернера, Солнце из-за грехов наших, из-за
погруженности нашей в материю не может
отечески принять нас в свое лоно; оно только
может издали изливать на нас свои флюиды
этапами двенадцати зодиакальных Знаков).
Верная Изида пытается собрать останки мужа
для восстановления их унитарности; но она
может лишь создать астральное клише
этой унитарности - план возможной
реинтеграции в Солнечный Центр; осуществить
этот план придется не ей, а ее сыну Horus, этому
Вы легко интерпретируете герметически эту притчу. Инфлукс (Osiris), доходивший беспрепятственно до Совершенного Протопласта, разменялся при его падении на иллюзорные смутные интересы материального плана (12). Интуиция (Isis) побуждает нас собирать рассеянные, утраченные куски Озириса: собирать нам их придется в направлениях четырех ветров, четырех герметических добродетелей - oser, se taire, savoir, vouloir; но соберем мы их только астрально. Для водворения реальной эволюции на земле нам придется воплотить собранные останки в Horus'а масонской цепи, которая и поведет Человечество по пути Реинтеграции. Изида не дана была в той открытой форме, которую я привожу. Нет, перед ней была непроницаемая для профана завеса, скрывающая от всякого злого человека ее эволютивное значение. Изида-Луна, при первом взгляде, казалась обычной матерью-патронессой грубо-материализованной подлунной, и только прошедшие испытания могли пользоваться благодетельными откровениями ее Магии. Не останавливаясь на внешнем символизме
культа, хорошо вам известном, перехожу ко
второму
Сильными сторонами Эгрегора Тота-Гермеса
являлись элементы
Слабыми сторонами египетского теократического строя являлись: 1) некоторая двойственность в управлении храмами: Верховный Жрец обладал Административной властью, Великий Иерофант - Мистической властью; умелое балансирование этих полярностей обеспечивало равновесие; но стоило одному из этих полюсов взять перевес - и машина начинала действовать неправильно, с сильным трением, с бесполезным расходом энергии; 2) отсутствие элемента самопожертвования в членах Посвятительного Братства, созданное прививаемым им стремлением к вампиризации профанов и к реализационной власти, обещающей земные блага. Эти отрицательные стороны, вместе с
изменением состава первого
Надо отдать справедливость египетской
Школе в настойчивости ее стремлений
поддержать Эгрегор; египетская теократия
сумела искусственно поддержать свое
существование в самых неблагоприятных
условиях и, умирая, дала себе труд
озаботиться спасением своего элемента
IVЗороастр (Иран 2450 до Р.Х.)
Первое
Второе
Сильными сторонами являлись первое
VОрфей (1580 до Р.Х.)Основной фазой откровений фракийца Орфея
является повествование о порождении Зевсом-Андрогином
сына Dionysos - бога Единой Жизни. Развитие
этого тезиса приводило к тому, что мы теперь
бы характеризовали как рождение Искусства
отцом-Любовью и матерью-Разумом. Вот
почему термин
Первым
Элементом
Культ
Второго
VIМоисей (собственно Hosarsiph, сын сестры Рамзеса II; Посвятительный псевдоним "Моисей" означает "взятый из воды", что символически эквивалентно "получивший астральное крещение"; возникновение Учения Моисея относят приблизительно к 1560 году до Р.Х.). Воспитанный при Египетском Дворе, Моисей, конечно, имел возможность посвятиться в Мистерии Изиды. Исключительное обстоятельство в его жизни, а именно - убийство в запальчивости, поставило его в положение, поистине трагическое для посвященного. Ему предстоял выбор между смертной казнью, самоубийством или, наконец, удалением в пустыню, в единственное уцелевшее хранилище Посвящения Черной Расы - Храм "Амон-Ра". Верховный жрец этого храма, Jethar , славился жестокостью испытаний, которым он подвергал аспирантов Посвящения. Попросту говоря, в Египте было известно, что этих испытаний никто не выдерживал; а так как не выдержавшие их умерщвлялись, то удаление к Jethar'у (или, как мы его называем по-русски, - Иофору) считалось равносильным самоубийству. Но тут Моисею повезло: вещий сон, открыв ему перспективу победоносного выхода из Египта во главе целого народа, который ему надлежало сделать хранителем Предания, конечно побудил его из трех зол выбрать третье, как оставляющее хотя бы слабую надежду на возможность остаться живым и оправдать клише пророческого сна. И вот Моисей у Иофора. Там он понравился дочери грозного владыки Святилища - девице Sephorah . Она задалась целью иметь его мужем и спасла его при наиопаснейшем из испытаний - альтернативе выбора наудачу одного из двух тождественных по виду кубков с вином. Спрятавшись за занавеской, она сумела указать неофиту на тот из кубков, в котором вино не было отравлено. Спасенный Моисей благополучно выдержал остальные испытания, и успешно пройдя школу Посвятительных Степеней Черной Расы, женился на Сефоре и стал сотрудником ее отца. Вернувшись впоследствии в Египет на законном основании, он уже чувствовал в себе достаточный запас знания, астральной и мистической власти и уверенности в себе, чтобы выполнить миссию, некогда возвещенную ему во сне. Около 1560 года он пускает в ход все свои теургические и магические ресурсы для воздействия на фараона и египетских жрецов, с одной стороны, и для объединения евреев элементом доверия, с другой стороны. Приложение нашей схемы к Эгрегору Моисея дает следующую таблицу. Точка над
Jod - истинная Религия Унитаризма,
открываемая смело в полном объеме
метафизики Учения Гермеса Трисмегиста. Я
хочу этим сказать, что Моисей своими
Посвятительными Книгами и устными
каббалистическими комментариями открыл
Священникам и прочим Левитам полную
возможность широкого Посвящения в
упомянутой области. Мало того, он не
побоялся провозгласить Монотеизм и
профанам; все, что он говорил народу, было
правдиво и откровенно. Не все всякому
открывалось из Догмы Учения о
Первым
Элементом
Элементом
Конечно, свойства среды - типичные особенности еврейского народа - вызывали необходимость преобладания в формулировках этических тезисов принципа Строгости (Geburah). Такому народу, как евреи Моисея, рано было говорить о Царстве Универсальной Любви, о торжестве Милосердия, о незлобивости и т.п. Важно было начертать рамки, ограничивающие для общего блага свободу проявлений пентаграмматической воли отдельных личностей и групп; а ограничительная деятельность в этом направлении, как вам известно, есть удел левых Сефирот. В них, по-преимуществу, и протекала жизнь адептов Моисеева Учения. Вторым
Скажу еще несколько слов о судьбе Пятикнижия Моисея, как базы его Учения. Я не задаюсь здесь целью изложения всех фаз истории этого великого памятника: изложению этому место в первой части Посвятительного Розенкрейцеровского цикла. Я излагаю лишь краткую энциклопедию западного Предания, а потому мне позволительно, перескочив много столетий, раскрыть вам панораму той фазы, которую застало нарождающееся Христианство. В первом веке до Рождества Христова Пятикнижие Моисеево, а отчасти и остальные книги Ветхого Завета, не были доступны пониманию даже Левитов, по причине утраты последними Элементов устного Посвящения. Эта эпоха совпадает с самим вопросом интерпретации Библии, породившим два враждующих между собой лагеря. За буквальное понимание текста давно стояло множество евреев; их мнения лучше всего проводились сектой Саддукеев. Противоположный полюс хорошо фигурировался т. наз. Фарисеями, стоявшими исключительно за аллегорическое истолкование Закона и доходившими в своих попытках такого толкования до широких проявлений произвола личной фантазии толкователей. Эти два противоположных течения давно гармонично нейтрализовались существованием секты Ессеев, или Ессеян, признававших буквальный смысл Библии за завесу, прикрывающую от взоров профана истинный эзотерический смысл Писания, доступный только лицам, Посвященным в арканы Тарота, т.е., в тот самый Посвятительный язык, который Моисей из Египетских Святилищ перенес в свою Школу. Аллегорические толкования признавались Ессеями как натуральный переход от буквального смысла к Посвятительно-иероглифическому. Вам видно, что Ессеи, нейтрализуя некоторый бинер, тем самым приближались к истинному Посвящению. Но я скажу больше - они были посвященными в полном смысле этого слова и не только догадывались об истинном смысле Библии, но и владели ее интерпретацией в символизме Таро. Когда Димитрий из Фалер по повелению Птоломея добывал перевод Библии на греческий язык, то он обратился именно к Ессеям, как знатокам Закона. Они не раскрыли Посвятительных Тайн, но весьма искусно передали буквальный смысл, оставляя за ним роль завесы эзотерического. Повторяю, что Апостолы Христианства застали перечисленные мною три течения и, конечно, вынуждены были считаться с их влияниями в тех или других сферах. Возвращаясь к изучению Эгрегоров в их хронологическом порядке, скажу несколько слов о буддизме. VIIБуддизм (Gautama-Savarthasiddh-Siddartha, 700 лет до Р.Х.)В т.наз. Буддизме элементом
Первым
Мощно-утешительным Элементом
Соответствующим культом
Второе
Перехожу к другим Эгрегорам. В начале эпохи Крестовых Походов гностическое течение, ярко обрисовавшееся у Восточных Школ Аравии и Палестины, вдохновляет часть рыцарства и облегчает порождение одного из могущественнейших Эгрегоров - Эгрегора Тамплиеров (храмовников). ТамплиерыТочкой над элементом Jod схемы Тамплиерского Эгрегора послужил идеал совершенного мирового, уравновешенного во всех планах, всюду устанавливающего проникновение плотного тонким государства. В этом государстве высший Инфлукс должен был исходить из области Мистической Власти, оживлять Власть Астральную, просвещать и направлять Власть Реализационную, создавая при помощи последней благоденствие, счастье, возможность эволютивной работы, спасения всем слоям общества, независимо от национальности индивидуумов, но со строгим учетом обычного права каждой местности и потребностей отдельных народностей. Сюда входило все: и мечты об уничтожении злоупотреблений, порожденных политикой Папского Престола; и исправление нравов высших и низших каст; и усиление промышленности и торговли всего мира; и устранение лишней траты энергии на те роды борьбы между народностями, кастами или отдельными индивидуумами, которые можно считать возникающими лишь по невежеству или взаимному непониманию борющихся сторон. Словом, это были мечты о Царствии Божием на земле; мечты сознательных умов, закаленных в рыцарстве душ, надеявшихся найти хорошие опорные точки в своих здоровых телах и реализованном честным трудом богатстве. Элементом
Первым
Элементом
Элементом
Вторым
Вот на каких устоях образовался орден 1118-м году. Я уже упоминал о его уничтожении Папской Буллой в 1312-м году и о предшествовшей этому уничтожению трагической кончине Гроссмейстера Моле и его ближайших сотрудников (13-го Октября 1307 г.). Вы хорошо знаете из истории, что мощные
элементы
Но куда делись остатки Рыцарей-Храмовников? Кто рискнул приютить их, побрататься с ними? Для ответа на этот вопрос мне придется напомнить вам, что параллельно возникновению Тамплиерства в Европе шло оформление и укрепление двух течений: одно из них - герметическое - стремилось к реализации Великого Делания; другое - готическое строительство, или Вольное Каменщичество, проводило культ труда и хранение традиционного символизма в архитектуре. Эти два течения, естественно сближаясь, породили товарищества, составленные из обоих элементов - тружеников ментального плана и тружеников физического; связующим звеном, конечно, явился астральный план - мир традиционных Посвятительных символов, оживляемых работой герметистов и коагулируемых в телесную форму работой Каменщиков. Вот эти-то Вольные Каменщики, официально признанные Римом в 1277 году, и решились после разгрома Ордена Тамплиеров признать братьями бежавших рыцарей, очутившихся таким образом в роли "Macons acceptes". Я говорил о рыцарях. Но вы меня спросите, куда делся и что сделал Астросом цепи - ее мощный Эгрегор. Свойства могучих эгрегоров обусловливают
для них возможность самоочищения и
самосовершенствования в астральном плане в
ту пору, когда они почти не владеют опорными
точками в физическом. Можно сказать, что
оболочки этих эгрегоров, нарощенные
ошибками их адептов в физическом плане,
растворяются или утончаются, давая
возможность свету из ядра выходить с
большей интенсивностью. Эта возможность
самосовершенствования принадлежит,
выражаясь сообразно нашей схеме, лишь
Эгрегорам с очень отчетливой верхней
точкой и с ярко очерченной замкнутой
системой мощного
Эгрегор тамплиеров очищался в астрале немного больше семидесяти или восьмидесяти лет и затем породил на Земле коллективность, которой мы дадим условное наименование "Розенкрейцерства первичного типа". Я не навязываю вам веру в существование Братства, якобы основанного Christian'ом Rosenkreuz (1378-1484 г. г.), составленным из небольшого количества мистиков-девственников; я только хочу отстаивать тезис факта отчетливого образования в астрале формальной стороны тех идеалов и тех путей совершенствования, о которых трактует знаменитая Fama Fraternitatis Rosae + Crucis. Раз эти идеалы зарегистрированы в форме определенного кодекса, я имею право констатировать самый факт пробуждения Эгрегора в эпоху, значительно предшествовавшую самой регистрации. Но в каком виде нам должен представиться Эгрегор первичного Розенкрейцерства по упомянутому сочинению, а также по Confessio Fidei R + C? - Ясно видно, что этот мощный Эгрегор притянул к себе флюиды трех широких богатых потоков Истины: Гностицизма, Каббалы и Герметизма Алхимической Школы. Верхней точкой видоизменения Тамплиерского Эгрегора явился идеал Теургического Делания Царства Elias Artista вместе с твердой верой в наступление такого Царства в грядущем. Но что же это за Elias Artista? При чем здесь Илия и причем Искусство? Илия и Енох, по Библии, являются символами чего-то такого, что берется живым на небо. Но естественным путем в Эмпиреи метафизики течет лишь то, что мы именуем Абсолютной Истиной. Минорные Арканы Книги Бытия Еноха входят в разряд таковых потоков. Илия - это как бы конкретизированное, уплотненное отображение Еноха. Илия к нам ближе: оттого "Elias", а не "Enoch". Но какой это Илия; какими путями поведет он нас к минорным арканам, к Розенкрейцерской Реинтеграции? Неужели путем блаженных, путем бесхитростных сердец, путем непросвещенных, но бесконечно просто верующих "Христа ради" юродивых? Нет, наш Эгрегор занимался не этой счастливой, но редко встречающейся категорией людей. Он имел в виду спасение тех, кто успел вкусить Науки и кто не может отказаться от высоких наслаждений, ею даруемых. Розенкрейцеровский Elias ведет своих адептов к минорным арканам путем кропотливого, искусного анализа мажорных; он ухищряется, он комбинирует; он заслуживает название Artista. Мощный
Задача Розенкрейцера - нейтрализация этого бинера. Адепт Розенкрейцерства должен собственной персоной нейтрализовать Самопожертвование и Науку; совместить их в себе, заставить служить одному идеалу, уподобиться третьему символу, помещенному в рассматриваемом пантакле у подножия Креста + Розы. Там сидит Пеликан с широко распростертыми крыльями, собственным мясом и кровью кормящий своих птенцов в порыве родительского Самопожертвования, но... птенцы Пеликана различного цвета. В первоначальной схеме пантакля их три; в позднейшей схеме - семь. Они фигурируют три Первичных Причинности или семь Вторичных; в последнем случае им придают планетные цвета. Материнский порыв уравновешен Наукой цветов: мать знает, что надо различно обращаться с различными птенцами; она вкусила науки, она применяется. Вот
Первым
Элементом
Место культа
Вторым
Первичное Розенкрейцерство не могло (или не могло бы) считать в своих рядах много адептов: слишком много надо было совмещать в себе противоположных черт, чтобы идти к его идеалам, не отрываясь от им же выработанной формы. Оно (в XVI-м столетии) плавно порождает то течение, которое мы позволим себе назвать "Вторичным Розенкрейцерством". Если первое обозвать "Розенкрейцерством для немногих избранных", то второе заслуживает названия "Розенкрейцерства для всех сознательных"; если первое навязывало тиранически своим адептам определенные формы путей самосовершенствования, то второе отличалось крайней терпимостью во всех областях, доступных уму и сердцу. Верхняя точка над
(Составом элемента
Элементом
Вторым
Тонкий астрал Розенкрейцерства, весьма пригодный для Учительства, мог бы запутаться в решении вопросов практического характера, мог бы проявить недостаток такта в области жонглирования житейскими условиями, мог бы пострадать по существу от непосредственного столкновения с мелочами повседневной жизни. И вот, создается телесная оболочка, душой которой будет Розенкрейцерство, но которая закалена в житейских делах и не боится черной работы. Эта оболочка и есть Масонство - я разумею правоверное Масонство Шотландского ритуала с этико-герметической интерпретацией Традиционного Символизма. Оно будет хранить самые символы, поддерживать в своей среде и в публике уважение к самим символам и их интерпретаторам - Розенкрейцерам, и, базируясь на этом уважении, внушать всем и каждому, что добрый пример относительной чистоты масонских нравов имеет исходной точкой самое содержание Посвятительных Учений. Масоны будут проводить на практике соответствующие эпохе девизы Розенкрейцеров и прикрывать последних своими персонами от могущих последовать несчастий, невзгод и недоброжелательства в физическом плане. Основатели Масонства, среди которых
наивиднейшее место занимает Elias Ashmole (1617-1692 г.),
искусно делают сколок с системы степеней
Вольного Каменщичества и кладут его в
основу трех первых (т. наз.- символических)
степеней Масонского Посвящения. Это
приспособление начинается в 1646 году, а в 1717-м
мы уже имеем дело с вполне организованной
системой Шотландских Масонских Капитулов.
Масонство становится необходимостью для
Розенкрейцеровского Иллюминизма, и самая
политика его второго
(Я не буду приводить здесь полного анализа девизов 33 степеней Шотландского Масонства, произведенного Учителем на лекции, ибо он потерял бы в письменном изложении. Что же касается истории возникновения самих степеней, то читатель найдет их в уже упомянутой лектором (4-ый аркан) книжке Папюса в русском переводе Войцеховского. - Составительница). Но всякая медаль имеет свою оборотную сторону. Пока Масонство составляло в действительности покорную Розенкрейцерству организацию, пока оно признавало начало Преемственности Иерархии, все шло хорошо и масоны выполняли свое назначение. Как только отдельные ветви Масонства (к сожалению, весьма сильные) стали увлекаться расширением значения выборно-представительного начала в управлении в ущерб началу традиционно-иерархическому, так сейчас же масонские реализации начали менять свой эволютивный характер почти на революционный. Поворотным моментом в этом направлении явилась масонская революция Лакорна (Lacorne) и его приверженцев (в 1773 г.), отделившая от правоверного масонства ассоциацию, известную нам под именем "Grand Orient de France". Мы не собираемся заниматься историей масонства, а потому в беглом своем обзоре перескочим в конец XVIII-го ст., чтобы анализировать одно из живых доныне течений тогдашнего Христианского Иллюминизма. Около 1760 года знаменитый Martines de Pasqualis (или Pasqually) основывает Братство "отборных священнослужителей" (Elus Cohens) с девятистепенной Иерархией; старшие три степени - Розенкрейцерские. Школа Мартинеца - магико-теургическая, с сильным преобладанием чисто магических приемов. Любимые ученики Мартинеца вносят после его смерти изменения в характер работы его цепи. Willarmooz вносит масонский колорит; известный писатель Claude de Saint-Martin (le Phil... Inc...) перерабатывает школу на мистико-теургический лад, предпочитая, в противоположность Виллармозу, Вольное Посвящение устройству масонских лож. Влияние de Saint-Martin берет верх и порождает течение, называемое "Мартинизмом". Эгрегор первоначального Мартинизма, имевшего свое масонство и прочно инкарнировавшегося во всех Государствах Европы (о Мартинизме в России см. книгу Лонгинова "Новиков и Московские Мартинисты". Москва 1867), составлен приблизительно по следующей схеме: Верхняя точка над
Первое
Элемента
Элемент
Вторым
Точка над
К сожалению, первым
Элементом
Элементом
Неудачнейшим элементом системы оказалось
второе
Параллельно с образованием
Каббалистического Ордена Креста + Розы
Гюайта осуществил попытку возрождения в
широких размерах посвятительного течения,
рассмотренного нами под именем Мартинизма. Нео-Мартинизм
Гюайта далеко не тождествен упомянутому
течению, но он заимствовал из него
ритуальную сторону посвящения в
Точкой над
Выбор элемента
Элементом
Вследствие разнообразия в тенденциях и
степени этического развития членов Цепи
Мартинистов элементом
Элементом
Вторым
Я избавлю слушателей от детального анализа других современных течений, но позволю себе привести названия тайных обществ, с членами которых могут встретиться при тех или других обстоятельствах мои почтенные слушатели. Не перечисляя масонских ритуалов, кроме Правоверного Шотландского (33 степени), Мемфисского (97 степеней), Мисраим (96 степеней), французского (7 степеней), я обращу ваше внимание на Орден немецких Иллюминатов (филантропия и национальная политика), близко подходящий по конструктивной схеме к масонским, на Азиатских Розенкрейцеров (солидное знакомство с эзотеризмом и смелая интернациональная политика), на Английскую Rosa Crux Esoterica (изучение эзотеризма и весьма строго проведенный Розенкрейцерский ритуал), и, наконец, на существование многих кружков более или менее Розенкрейцерского типа, из которых одни не стоит называть по ничтожности их значения, а другие не позволительно перечислять, вследствие их категорически высказанного желания не быть упоминаемыми в печати и не снимать с себя завесы Строгой тайны. Братства этого типа называют себя в переписке не иначе, как инициалами, и никому не открывают имен своих вождей. [ к оглавлению ]
|
|